Немного более подробное описание тонких уроней практики в тантрическом буддизме. Описание знаков на пути следует традиции Чакрасамвары. Как уже отмечалось, выделяются следующие знаки:
1. Проявление подобное миражу.
2. Проявление подобное дыму.
3. Проявление подобное огонькам.
4. Проявление подобное горящей маслянной лампе.
5. Видение белизны.
6. Видение красноты.
7. Видение черноты.
8. Ясный свет.
Обращаю внимание на то, что этот путь проходят после освоения девяти уровней тренировки ума, описанных в блоге до этого. Они - характерная особенность только тантрических школ буддизма, поскольку предполагают сосредоточение на объектах тонкого тела. (под ними имеются в виду энергетические центры, энергии и т.д.).
Если отойти от метафизики, то в чистом остатке останется:
1. Тренированный ум.
2. Опыт однонаправленного сосредоточения на внутренних объектах медитации.
Итак, в том случае, если практик приступает к медитации однонаправленного сосредоточения на объекте визуализации (обычно небольшом, что позволяет еще больше сосредоточить внимание и концентрацию) после освоения девяти ступеней тренировки ума, то ему предстоит пройти через семь знаков на пути, прежде чем он достигнет Ясного Света. (Ясный Свет - понятие буддизма и следует понимать, что это всего лишь интерпретация данной традицией полученного опыта).
Необходимо также понимать, что эти знаки - могут регистрироваться только достаточно тонким осознаванием, не препятствующим самой медитации. Они - не придумываются, не ожидаются, а скорее побочный процесс происходящего во время сосредоточения, по мере перехода от более грубого сознания во все более тонкое. Попытка же сознательной регистрации этих знаков, будет скорее препятствовать самой медитации.
"Первым знаком на пути будет проявление подобное миражу. Оно подобно возникновению колеблющегося далекого озера в пустыне в жаркие и солнечные дни. В зависимости от той степени, с какой энергия элемента ветра растворяется в центральном канале, выделяют три уровня на которых воспринимается это видение, подобное миражу. Видение будет смутным и вообще неясным, если растворение незначительно, такой знак очень трудно воспринять. Видение будет более ясным и отчетливым, если растворение почти полное. Когда растворение полное - видение будет безошибочным и ясным, его будет невозможно не воспринять.
Чем более ясный и четкий первый знак - тем лучшим будет восприятие второго. Второй - проявление подобное дыму. Некоторые тексты устанавливают, что оно подобно дыму, поднимающемуся над камином, но это не будет действительным проявлением. Действительное проявление подобное дыму будет воспринято, когда пройдет это первоначальное. Оно подобно тонким клочкам синего дыма, плывущего в воздухе, как медленно завихряющейся туман. Как и раньше, и на всех последующих, существует три уровня возникновения этого видения в зависимости от степени с какой растворяется элемент воды.
Затем наступает растворение элемента огня. Знак того, что этот элемент растворен - проявление видения огоньков. Иногда это видение описывается как открытый огонь, трещащий ночью. Большое количество искорок, кружащихся над таким огнем, подобно видению огоньков. Опять таки, существует три уровня на которых возникает это видение, в зависимости от степени растворения.
Затем растворяется элемент ветра. Этот элемент усливает грубые двойственные проявления и грубые понятийные мысли, в результате чего, эти проявления воспринимаются как истинные. Знак растворения - проявление подобное горящей масляной лампе.
Оно подобно неподвижному, прямому пламени затухающей маслянной лампы или свечи в комнате без сквозняка.
После проявления видения масляной лампы, все грубые понятийные умы перестают действовать. Когда медитирующий завершил растворение четвертого элемента, развивается первый тонкий ум - ум белого вида.
Когда возникает ум белого вида, практик воспринимает видение белизны. В этот момент ум не имеет грубых концептуализаций. Видение подобно пустому ясному небу ясной осенней ночью, охваченному ярким светом полной луны. Единственное восприятие, которое здесь есть - белое пустое пространство. Обычные существа воспринимают это видение во время смерти, но не способны отличить или продлить его. Почему это происходит? Потому, что во время этого растворения обычный грубый уровень сознательности перестает действовать. Причем это истинно как для обычных существ, так и для продвинутых практиков. Однако, те, кто соответствующим образом тренировался в практиках тайной мантры, способен извлечь преимущества тонкого уровня сознательности, развитой во время медитации. И, именно этой тонкой сознательностью, они способны воспринять и продлить видение белого вида, то что не способны сделать обычные существа.
Затем возникает ум красного увеличения. Он еще более тонок. Знак, возникающий с появлением этого ума - видение пустого неба, охваченного солнечным светом.
Когда растворится тонкий ум красного увеличения, возникает ум черного близкого-достижения. У этого ума два уровня. Один еще обладает тонкой сознательностью или памятью, в то время как второй (последующий) не имеет сознательности или памяти вообще и переживается как всеохватывающая бессознательность, подобная очень глубокому обмороку.
Проявление, связанное с умом черного близкого-достижения, подобно очень черному пустому небу. Чем более энергично проходит растворение, тем более бессознательным вы будете. Чем более бессознательными вы будете в это время, тем более отчетливо вы будете воспринимать последующее возникновение ясного света. Это сходно с переживанием человека длительное время находившегося в темной комнате. Чем дольше он здесь находится, тем ярче для него будет выглядеть внешний мир, когда он в конце концов покинет комнату. Переживаемый уровень яркости прямо пропорционален глубине и продолжительности предшествующей темноты.
После проявления ума черного близкого-достижения восстановится тонкая сознательность, согласно развитию практика. Именно с восстановлением этой тонкой сознательности возникает Ясный Свет. Это совершенно ясное и пустое проявление. Сознательность, появляющаяся во время Ясного Света, чрезвычайно тонкая, так как связана с очень тонким умом. Обычно очень тонкий ум не действует. Однако во время переживания Ясного Света он становится активным и пробуждается.
Ваш ум не может стать более тонким, чем ум Ясного Света. Он не разрушим, а после смерти движется к следующему перерождению.
Реализовав его при жизни, вы будете в состоянии пройти через процесс умирания сознательно.
В конце концов вам придется покинуть Ясный Свет. Первое, что вы переживете - ум черного близкого-достижения, и все пройденные знаки, но в обратном порядке."
Комментарии к ступеням тренировки тонких уровней. Как отметила issa55, Кен Уилбер действительно приводит эти знаки в "Интегральной Психологии" в таблице посвященной этапам духовности. Здесь необходимо учесть тот факт, что в то время состояния и уровни еще не были "разведены". Знаки на пути тонкой тренировки не являются этапами (устойчивыми структурами), а представляют из себя серию утончающихся состояний, через которые проходит практик тантрической медитации.
И сразу ответ на вопрос - чем отличается ум белого проявления от ума Ясного Света, они у Уилбера очень схожи в описаниях. Они отличаются кардинально. Следует учесть, что вся тантрическая доктрина построена вокруг способности практика к сознательному вхождению и пребыванию в Ясном Свете. Если отбросить метафизику буддизма, то что тогда представляет из себя это переживание.
Без интерпретаций здесь все равно не обойтись, так же как не избежать и сравнений, ибо это переживание кардинальным образом отличается от всех доступных в грубом мире и грубом же сознании. Никакой "Большой Ум" и прочие практики не дадут такого результата. Практик по сути покидает этот мир, покидает тело и ум, оказываясь в ином измерении - измерении в котором нет времени и нет пространства. При этом нет ничего более реального, чем оно - скорее этот мир воспринимается иллюзией после переживания Ясного Света. Есть целый ряд характеристик, которые можно описать в отношении этого опыта. Во-первых: его невозможно забыть, его ни с чем нельзя сравнить. Оно подобно переживанию смерти при жизни. "Тонкий Ум", оставляю это название, обладает способностью одновременного восприятия во всех направлениях: вы будете воспринимать одновременно во все стороны, как вовне, так и внутрь. В то время как знак белого проявления - всего лишь состояние на пути, может быть 5% того, что получает практик в Ясном Свете.
Я также не могу согласится с тем ритуализированным подходом, который представлют традиции. Полагаю, что в этой области очень многое зависит и от поиска своего пути. Весь мой опыт в этой сфере с одной стороны полагается на опыт в девяти ступенях тренировки ума, а с другой на эксперименты, продлающиеся до сих пор.
Так достижение Ясного Света сходно с процессом умирания, но оно также сходно и с засыпанием при сохранении однонаправленной концентрации. Поэтому его тяжелее достичь при сидячей медитации, но намного легче в положении лежа. Физические упражнения (особенно йога) перед медитацией могут сыграть решающее значение. Результат при лежачей практике непредсказуем - можно заснуть, можно вернуться в бодрствующее состояние, можно "вывалится из тела"(получив внетелесный опыт, тоже достаточно интересный), а можно и достичь окончательного результата.
Из-за черного провала, погружения в полную бессознательность этот процесс нельзя считать полностью конролируемым, скорее его можно воспринимать как моментальный переход, был еще здесь, пусть и в тонком уме, и вот уже там...