Рисунок: Тени Дзен.
Это - вторая часть диалога Кена Уилбера и Дианы Хамильтон, посвященная Интегральному Дзен. С первой вы можете ознакомиться:
http://community.livejournal.com/ua_integral/51610.html#cutid1 Адаптированное изложение диалога Corey W. deVos.
Существует огромное количество идей, в отношении того, из чего составлен мир на самом элементарном уровне: некоторые полагают, что из атомов или кварков, другие из нитей, третьи полагают, что из сознания. Одни думают из слова Бога, другие из великой сети холистической взаимосвязи, третьи из бесконечной холистической цепи целого/части, наподобие описанного Кеном в "двадцати принципах". Но Интегральное Видение утверждает, что наш мир не составлен из всего вышеперечисленного - напротив, все это - проявления наиболее фундаментальной составляющей реальности: мир в первую очередь и прежде всего состоит из перспектив.
Мы переживаем эти изначальные перспективы в каждый отдельный момент нашего дня - с каждой мыслью и действием, с каждой беседой и ощущением связи, с каждым наблюдением и оценкой мира вокруг нас. Язык сам по себе создан этими изначальными перспективами, известными как перспективы первого, второго и третьего лица, которые в комбинациях приводят к возникновению вездесущих Я, Мы и Оно; идеям Платона об Истине, Добре и Красоте; "сферам ценности" искусства, морали и науки; переживанию себя, культуры и природы; Буддистскому понятию Будды, Сангхи и Дхармы, и т.д.
Простое восприятие того, что проявленная реальность в основе своей состоит из перспектив, оказывает огромное трансформирующее влияние на наши взаимоотношения с духовностью, которая по определению предназначена для того, чтобы помочь нам вообще трансцендировать проявленную сферу. Привнесение мультиперспективного подхода в любую духовную традицию, оказывает огромную помощь в освежении нашего переживания Духа, как только мы начинаем различать "Три Лика " духовной практики, по другому называемые "1-2-3 Духа". Дух - как целый взаимосвязанный мир, который мы можем видеть и осязать, Дух, как тянущаяся нить взаимоотношений, семей и обществ, и Дух как прямое и непосредственное переживание в нашем собственном опыте первого лица. И, если мы хотим, чтобы наша духовная практика была настолько всеохватной, насколько возможно, а потому настолько освобождающей, насколько возможно, очень важно привнести в нее внимание к этим измерениям реальности первого, второго и третьего лица.
Диана также упоминает о пользе применения подхода "1-2-3" к нашим романтическим взаимоотношениям, в которых мы очень часто отождествляемся с ощущениями первого и второго лица, хотя иногда нужно посмотреть на нашего партнера как личность в третьем лице. Привлечение сознательного внимания к другому, как объективной личности, вне контекста взаимоотношений, позволит нам понять очень важные (зачастую внушенные) отличия между нами, отличия, исследование которых поможет определить и ощутить строение взаимоотношений.
Многие духовные традиции проводят ясное отличие между тем, что можно назвать "Истинным Я", которое безвременно и трансцендентно, незапятнанно проявленным миром, и "относительным я", описывающем обычное, повседневное эго. Здесь Кен утверждает, что существует и третье "я", которое необходимо принимать в расчет, иначе мы рискуем затормозить наше духовное просветление:"ошибочное я" тени и персона, которая обычно остается скрытой от нашего взгляда, в то время, когда мы сидим на медитационном коврике, но которое легко становится безрассудным, сверхвозбужденным и даже жестоким, влияющим на духовные достижения.
Это - другой важный вклад, привнесенный мультиперспективным сознанием в духовную практику, который обычно не упорминается в духовных традициях: работа с тенью. Понятие "тень" используется для описания тех аспектов нашего "я", которые по каким-либо причинам подавлены, вытеснены, "отрезаны" от сознания - потерянные части "Я", с которыми мы более не слиты, но остающиеся частью нашего сознания, никуда не уходящими, обычно проявляющимися как "оно" или "ты" проекции.
Мы часто становимся свидетелями того, как многие влиятельные духовные учителя опускаются ниже плинтуса под тяжестью своих теней, их воплощение духовной реализации становится нарушенным и даже загрязненным. И здесь серьезно помогает Интегральный подход - взявший и очистивший богатую традицию Западной психологии, которую Кен развил в очень простую технику для того, чтобы помочь идентифицироваться и вернуть теневые элементы в сознание. Известная как "3-2-1 Процесс" эта практика помогает нам реинтегрировать наши собственные тени, узнавая вначале их в ком-то или в чем-то, что по какой-либо причине пугает, раздражает, привлекает нас в третьем лице. Мы описываем как оно выглядит, каково на вкус, цвет и слух. Затем мы представляем этого человека или персонификацию нашей тени на стуле перед нами, и обращаемся к нему во втором лице - спрашиваем, чего он хочет, рассказываем ему, что мы чувствуем и т.д. И в завершение мы переходим в перспективу нашей тени, становясь ею в первом лице - говоря с точки зрения того, что стало объектом нашего сознания. Используя такой вид практики в повседневной жизни, мы постепенно начинаем распознавать эти подавленные голоса внутри себя. И, хотя требуется значительное количество времени и личной работы для полной реинтеграции наших теней, эта практика значительно ускоряет колесо трансформации, а также открывает наши глаза на проблемные аспекты в нас самих.