Пема Чодрон "Не дай поймать себя на крючок"

Jun 14, 2010 10:28





В тибетском языке есть слово, указывающее на основную причину агрессии, корень стремлений.  Оно указывает на знакомое переживание, лежащее в основе всех конфликтов, всей жестокости, угнетения и алчности. Это слово - Шенпа. Обычный перевод - "привязанность", но это значение не в полной мере отражет его смысл. Я думаю, что шенпа лучше переводить как "ловиться на крючок". Еще одно определение, которое использует Дзигар Конгтрул Ринпоче это - "плата". Плата за наши мысли, слова и действия, плата стоящая за тем, что "нравится" и "не нравится". Вот простой пример: кто-то вас критикует. Он критикует вашу работу, внешний вид или вашего ребенка. Что вы чувствуете в такие моменты?

У них есть знакомый вам запах, знакомый вам вкус. Как только вы заметите то, что вы чувствуете в такие моменты, вы поймете, что этот опыт сопровождает вас всегда. Это липкое чувство - шенпа. Оно приходит вместе с соблазнительным стремлением что-то сделать. Кто-то сказал грубое слово, и в вас немедленно происходит сдвиг. Происходит ужесточение, закручивающееся в мысленную спираль - осуждения этого человека, желания мести или обвинения самого себя. Тогда вы начинаете говорить или действовать. Шенпа - плата за ужесточение, за стремления, за действия.

Вы действительно можете почувствовать то, как происходит шенпа. Это ощущение довольно легко распознать. Даже пятнышко на новой одежде может вас к нему привести. Кто-то посмотрел на на нас по особенному, мы услышали определенную песню, вошли в какое-то помещение - и бам!, мы пойманы на крючок. Качество этого переживания не легко описать, но его каждый из нас знает очень хорошо.

Теперь, если поймать шенпа на ранней стадии, то это может очень помочь. Вы сможете понимать, что происходит и пребывать в этом опыте переживания желания, стремлений, побуждений что-либо сделать. Это подобно тому, как испытывая зуд, сдерживаться от того, чтобы не поцарапать зудящее место. Это кажется невыносимым. Тем не менее, практикуя терпение, мы сможем удержать себя.

В такие моменты мы можем соприкоснуться с лежащей в основе небезопасностью человеческого бытия, той неуверенностью, которая присуща изменяющемуся, смещающемуся миру. До тех пор, пока мы будем следовать привычке за что-либо держаться, мы всегда будем фоном чувствовать тревогу и беспокойство. Мы жаждем облегчения от этого беспокойства и при возникновении шенпы - следуем автопилоту: без промедления и пауы мы следуем побуждению и уносимся прочь.

В основном мы не в состоянии ухватить шенпу на ранней стадии. Мы не улавливаем ужесточения до тех пор, пока не обнаруживаем себя по привычке царапающими зудящее место. На самом деле, если мы примем решение не действавать, оно будет подобено одеванию на себя смирительной рубашки, что не так легко сделать.

Лучшим способом развить наши способности оставаться присутствующим в шенпе в состоянии равновесия является медитация. Именно здесь мы учимся не уноситься прочь.

Медитация учит нас как открыться и расслабиться ко всему, что возникает, без тревог и выбора. Она учит нас переживать беспокойство и побуждения полностью без моментального действия, которое обычно следует за ними. Это происходит потому, что мы не следуем за мыслями, а обучаемся снова и снова возвращаться в настоящий момент. Мы обучаемся сидеть спокойно вместе с зудом шенпы и нашей жаждой почесаться. Мы отмечаем наше "думание" и позволяем мыслям растворяться, возвращаясь в "прямо сейчас", даже в том случае, если "здесь и сейчас" и не испытываются как нечто значительное. Так мы учимся терпению и тому, как прерывать цепочки привычных реакций, которые в противном случае будут управлять нашей жизнью.

Из "Практикуя мир во время войны" 2006.


Пема Чодрон, медитация

Previous post Next post
Up