Казатин - важная узловая станция в 150 км на юго-запад от Киева, город областного подчинения Винницкой области. Известен всем, кто ездил поездом в Винницу, Жмеринку, Хмельницкий, Одессу и многие города, красивый вокзал трудно не заметить, но вряд ли многие бывали здесь дальше платформы при длительной остановке поезда.
В период строительства Казатинского вокзала железная дорога была главным способом передвижения по огромной стране, ей пользовались все слои общества от простых крестьян до Государя Императора. Поэтому, железнодорожной инфраструктуре уделялось большое внимание и вокзал был важной ее составляющей.
Первое упоминание о Казатине относится к 1734 году, это была малозаселенная достаточно бедная местность, такой бы она и оставалась, если бы не пролегла через местечко линия Юго-Западной железной дороги.
В 1888-1889 годах здесь строят станцию по проекту архитектора Валериана Куликовского, ставшую лучшим вокзалом России.
Вокзал построен островом, это позволяло увеличить пропускную способность, принимать несколько поездов одновременно не создавая неудобства пассажирам, не вынуждая их ходить через колеи.
Вид с Шепетовской платформы
Вид с Киевской платформ
Внутренний двор вокзала с Советскими скульптурами рабочего и колхозницы
Крытые галереи, защищавшие пассажиров от непогоды, несколько лет назад они были восстановлены.
На платформе висит колокол, оповещающий пассажиров об отправлении поезда. Били в него первый раз за полчаса до отправления, затем за 15 минут и перед отправлением.
При вокзале был буфет и расписание было составлено таким образом, чтобы поезда останавливались на завтрак, обед или ужин. При описании вокзала начала XX века отмечали роскошный овальный зал I и II класса. Кроме буфета там было все, что нужно пассажиру в пути: билетная касса и телеграф, зал для приема багажа, мужская и дамская удобная, парикмахерская. Сейчас в зале бывшего I и II класса платный зал ожидания, а в зале III класса - кассовый и бесплатный зал ожидания.
Железнодорожная станция была важным центром, жизни городка, здесь располагались аудитории, где проходили выступления.
Это здание еще сохраняет память о революционных годах: в этом доме в 1918 году размещался штаб Красногвардейских рабочих отрядов
Неподалеку стоит водонапорная башня с элементами модерна конца XIX века
В конце платформы установлен на вечную стоянку в память о боевых и трудовых традициях Казатинских железнодорожников в августе 1987 года паровоз Л-2309 (Лебединского) - ставший символом города.