Автор книги “Военная реформа в России. Базовые подходы, аспекты, проблемы и тезисы", а так же президент Коллегии военных экспертов РФ, генерал - майор Александр Иванович Владимиров о реформировании Вооружённых сил РФ:
"...Конечно прекрасно, что сегодня решено дать офицерам квартиры и достойное денежное содержание, чего, кстати, российские офицеры, исторически не имели никогда.
Опасным может быть то, что пока мы строим эти квартиры и ищем деньги - не останется людей способных этих офицеров научить профессионально и победоносно воевать. То есть, поголовно сокращая офицерский состав мы опять будем огульно увольнять самых опытных, знающих, профессиональных и неуступчивых, а оставлять «молодых и до денег рьяных».
Поверьте, что увольнять боевого офицера в 50-55 лет, боевого генерала в 60 - преступно, так как уходят всегда лучшие, а на их место почему-то всегда приходят бездари и негативный кадровый отбор продолжается.- Так надо уволить 200 генералов или нет?
- Ответ не может быть простым.
Во-первых. Надо понимать, что генерал это не персонаж для анекдотов, не должность или мальчик для битья и не мишень для правозащитников.
Генералы составляют высший командный состав нации. Без генералов не могут существовать вооруженные силы. Без генералов не велась и не выигрывалась ни одна война, и чем профессиональнее были генералы, тем меньшей кровью давалась победа.
Генерал Вооруженных сил России, это лучшее, что способно произвести наше государство и общество, и это квинтэссенция всех лучших боевых, организационных, моральных качеств, общей культуры и стратегических талантов.
Генерал, это прежде всего человек, который: изначально выбрал своею судьбою служение своему Отечеству на воинском поприще; принял воинскую Присягу; получил специальное профессиональное образование; доказал собственный профессионализм, то есть свою способность эффективно управлять большими массами людей, техники и средств; своим трудом, то есть своею долгой и беспорочной службой сделал в Армии карьеру, чем и заслужил это высокое воинское звание.
Более того, знаю по себе, чтобы стать генералом, надо всю жизнь «тянуть лямку», делом доказывая себе и другим, что ты лучший. В этом жестком конкурсе достойных побеждают совсем не все - генералами становятся единицы и, как правило - лучшие.
Генерал, это всегда государственник и патриот России, так как в служении ей и есть весь смысл его жизни.
Генерал, это, прежде всего - олицетворение высшей государственной власти, человек который командуя единоначально, обязан лично принимать решения и отдавать приказы своим подчиненным, в том числе и те, выполнение которых связано с неизбежностью их гибели и требовать их выполнения во имя выполнения поставленной задачи, в любых условиях обстановки.
Генерал, это человек умеющий организовывать и управлять, то есть менеджер высшей квалификации, которая постепенно приобреталась многолетним опытом практического руководства воинскими коллективами, от нескольких десятков солдат и сержантов, до многих десятков и сотен тысяч подчиненных ему людей.
Генерал, это человек конкретного дела, ежедневно, кроме вопросов боевой готовности и боевой подготовки, решающий вопросы жизнеобеспечения своих войск. По собственному опыту знаю, что решение вопросов экономического и хозяйственного планов занимают до 80 % времени командиров всех уровней, так как личный состав надо размещать, обогревать, в любых условиях кормить три раза в день, лечить, развлекать и так далее, что в нынешнюю рыночную эпоху - непросто.
Генерал, это настоящий военный профессионал, то есть специалист по управлению насилием. Это значит, что только генералы Вооруженных Сил (специально обученные, способные организовывать и управлять боевыми действиями в операциях общевойскового масштаба, то есть теми, в которых применяются различные виды вооруженных сил и рода войск) - являются подлинными военными профессионалами, тогда как другие генералы - безусловно, тоже являются профессионалами, но в своих профессиональных, невоенных сферах.
Генерал, это человек решительный и ответственный, он, как единоначальник - всегда и лично отвечает за качество и последствия принимаемых им решений.
Генерал, это человек закона и права, ибо только так он может и должен руководить людьми.
Генерал, это человек дисциплины и субординации, так как без этих базовых начал не может существовать Армия.
Генерал, это член государственной корпорации, которая называется Армией и подчиняется ее внутренней этике.
Генерал, это всегда член коллектива, и того, которым имеет честь командовать, и того, в состав которого входит его соединение.
Генерал, это человек хорошо образованный. Чтобы стать генералом, он, в ходе службы, получает два - три высших образования.
Генерал не может быть «свадебным». Кстати, «при царях», которые, как правило, были полковниками, быть «произведенным в адмиралы», можно было только тогда, когда морской офицер «выплывал» свой «адмиральский ценз», командуя боевым кораблем, а армейский офицер мог стать генералом, только командуя дивизией.
Генерал должен быть личностью, быть всесторонне развитым человеком, уметь работать с людьми, воспитывать их личным примером и всегда «иметь честь».
Все вышеперечисленное, является не исчерпывающим списком генеральских (офицерских) достоинств, но имманентно присущими, базовым качествами и требованиями к генералам Армии, без которых «генерала» быть не может.
К сожалению, так бывает не всегда и мы не наблюдаем этих качеств у многих наших чинов государственной власти, поэтому и имеем то, что имеем.
Надо хорошо понимать, что генералы берутся только из офицеров. Это значит, что вся система национального военного профессионального образования, от суворовского военного училища и до академии Генерального штабы, и сама система прохождения военной службы офицерами России должны воспитывать и отбирать их таким образом, что бы из лучших офицеров производились лучшие генералы.
Во-вторых. Устанавливать численность генералов в процентном отношении к количеству солдат или офицеров, или равняясь на какой-то зарубежный опыт - полная некомпетентность, чушь и вредительство.
В-третьих. Нормальная численность генералов зависит только:
от задач армии, а значит от ее структуры и количества штатных генеральских должностей в ней;
от масштаба и целесообразности военных представительских функций и педагогических задач.
Например, нельзя, исключительно в целях экономии, делать должность Начальника суворовского училища не генеральской (сейчас, это полковник), так как для сотен мальчишек-суворовцев, Начальник училища, это - Батя, и наглядный пример удачной, заслуженной и славной военной судьбы к чему надо стремиться, и так далее.
В-четвертых. Экономить на генералах надо везде где можно, включая МВД, МЧС, Прокуратуру, Таможню, Юстицию и так далее, но только не в Армии, то есть не в войсках, так как их совокупная служебная нагрузка не сопоставима.
Так что много у нас генералов или их не хватает, надо внимательно разбираться и обдуманно и не мелочно решать.
Главное не в том, сколько у нас генералов, а в том, за какие заслуги они получают свое звание.- Наверное, теперь самое время задать вопрос о военном профессиональном образовании. Есть информация, что сокращаются 65 военных училищ, останется только несколько военных академий и появятся какие-то учебные центры, сформированные по территориальному признаку, и так далее, в общем слухи самые невероятные.
- В общем, все что Вы говорите где-то близко к тексту, и, позвольте я буду говорить не о количестве сокращаемый или передислоцируемых ВВУЗов, а о сути самой реформы военного профессионального образования.
Я считаю, что военное профессиональное образование, это практически самое главное звено военной реформы, которое, при его правильном исполнении, способно дать Российской армии новое победительное качество.
Эта реформа задумана широко и революционно, и я хорошо знаю все возражения против нее: в основном это протесты против выведения академий из городов, в частности из Москвы, и возможность потери «военных научных школ».
Сейчас я скажу вещь «крамольную», но, ответственно заявляю Вам, что в России и армии всегда были блестяще образованные офицеры и генералы, но не было качественного профессионального военного образования. Сейчас не место спорить об этом, уж поверьте мне как отличнику всех лучших военных училищ и военных академий Советской армии.
Сегодня положение многократно хуже чем в Советское время, так как мир и военное дело изменилось, а наша национальная военная мысль мертва: советская военная мысль - закончилась, а российской военной мысли просто нет.
Конечно, у нас остались прикладные военные научные школы, например, в авиации, у инженеров, химиков и ракетчиков, и так далее, но сегодня даже эти вещи должны иметь не ведомственно-видовую, а национальную принадлежность и иметь другие, федеральные масштабы.
Кроме того, основные фонды военных училищ настолько стары, что не соответствуют никаким современным требованиям для нормальной учебы и жизни своих воспитанников, просто все сгнило и нам нужна новая инфраструктура профессионального военного образования.
Я считаю, что училища и академии надо из больших городов, особенно из Москвы выводить, так как все мегаполисы это рассадник нравственной заразы. Конечно, выводить училища и академии надо не в поле, а на новую современную инфраструктуру, и это дело необходимое, но и не скорое, и это должны понимать все. Все разговоры о том, что «преподаватели не поедут из Москвы». Это от лукавого, так как сейчас в училищах в основном преподают и командуют нигде серьезно не служившие их выпускники, которые и научить толком никого не могут, зато имеют в Москве квартиры.
Конечно, мы обязаны создать в новых местах дислокации училищ и учебных центров прекрасные условия для жизни и деятельности профессорско-преподавательского состава.
Планируемые учебные центры должны обеспечивать подготовку и переподготовку офицерского состава видов вооруженных сил, например всех родов войск, кто ведет общевойсковой бой на суше, и это правильное направление.
Важно также, что будут появляться вертикали военного профессионального образования формирующие командный состав Армии. Например, суворовские училища, высшие военные училища и венные академии будут иметь видовую дифференциацию, которая позволит готовить офицера с детства.
Так Родина готовила, например, меня и офицеров моего первого послевоенного поколения, с десяти лет воспитывая нас в Чести, Доблести, Добре и Красоте.
Здесь также важно, чтобы суворовские военные училища, к нашему счастью уже переведенные приказом Анатолия Сердюкова на 7-летний цикл обучения (кстати этого, несмотря на наши постоянные просьбы и требования, не сделал ни один «военный министр»), давали бы своим воспитанникам не только качественное среднее образование и кадетское воспитание, но и давали бы им начальную профессиональную военную подготовку, например, по выпуску, квалификацию сержанта - командира отделения или заместителя командира мотострелкового взвода. Это позволило бы выпускникам поступать сразу на второй курс соответствующего военного училища без экзаменов и формировало бы настоящую военную профессиональную корпорацию российских офицеров.
Конечно, для этого нужны другие образовательные стандарты, другие офицеры воспитатели, другая учебная база и другие требования к училищам, но все это уже можно делать.
Но самое важное - нам нужны принципиально другие учебные программы, планы и сами подходы к профессиональному военному образованию, и, конечно, разработанная государственная идеологий военной службы и этика офицерского корпуса Армии.
Это значит, что должны быть разработаны новые профессиональные образовательные стандарты и созданы современные условия для обучения, а у нас практически ни в одном ВВУЗе нет Интернета!
Надо сказать, что руководство Вооруженных сил эти задачи понимает, мы им помогаем и, надеюсь, все будет сделано правильно.
Я думаю, что в целом и, в конечном счете, все устроится, и реформа будет проведена максимально эффективно и безболезненно.
Но самое главное в том, что наша высшая власть должна понять, что офицеры это целая государственная патриотическая и профессиональная корпорация, и унижать офицеров недоверием, невниманием и собственным воинствующим непрофессионализмом нельзя, а власть это делает ежедневно.
Хочу просто напомнить нашей государственной власти и нашему российскому обществу, что исторически «униженные и оскорбленные» были способны только на бунт, но войну не выигрывали никогда.
Зачем и кому нужны униженные Армия и офицеры, которые могут только щелкать каблуками и говорить «так точно», но воевать не способны(?), ответ прост - только нашим врагам.
Надо в мирное время терпеливо, профессионально и любовно выращивать национальный офицерский корпус, так как если начнется война, а она очевидно России еще предстоит, офицеров и генералов способных победить не будет, и взять их будет неоткуда.
Сегодня этим важнейшим делом в России не занимается никто.
- Кто же идеолог этой реформы?
- Самое главное, что никто не знает, откуда эта «мысль» пришла, и кто автор всего этого. У нас даже нет новой, осмысленной и принятой Военной доктрины, которая одна только и дает сумму официальных задач Вооруженных Сил России, которые и являются основой любых структурных и штатных изменений.
Сегодня в Минобороны и Генштабе Военную доктрину России даже физически некому написать, просто нет стратегических умов и Генштаб давно уже не «мозг армии», а нечто другое, поэтому и делается все по принципу «палец-пол-потолок».
Самое опасное в том, что сегодня никто ничего толком об этих решениях не знает, и только ссылаются на какой-то новый «перспективный облик Вооруженных Сил», при совершенно непонятной его «перспективности». Но все может кончиться крахом, за который опять никто ответственности не понесет, и авторов «проекта» опять передвинут, например «спасать олимпиаду в Сочи» или в другое место.
Более того, эти решения и планы, которые принимались без серьезного обсуждения, сегодня практически так же не обсуждаются нигде. Например, это не обсуждается ни в Академии военных наук, а Совет безопасности России вообще молчит.
Все мучаются слухами и утечками, а Генштаб и Минобороны молчат «как рыба об лед», наверное потому, что сказать нечего, а объяснить происходящее профессионалам невозможно, да и делать это некому, и создается впечатление, что авторы реформ просто не понимают существа слов, которыми оперируют, а Армию уже лихорадит.
- У Вас есть своя информация, или все какие-то слухи? Говорят, гарвардские мальчики приехали из института переходной экономики, так называется эта гайдаровская структура?
- Вот то, о чем я сейчас говорю об этом... Я не знаю про этих мальчиков. Я знаю, что в 90-х годах «рабочие контакты» Начальника Генштаба Анатолия Квашнина с «мальчиками гайдара» привели к предательской сдаче наших военных баз на Кубе (Лурдес) и во Вьетнаме (Камрань), и что ни один из серьезных военных экспертов и аналитиков к этой работе не привлекался.
Но сегодня в Генштабе и Миноборны буквально не с кем разговаривать.
В основном никто ничего не знает, а те, кто знают или не понимают ничего, или просто молчат в страхе собственного увольнения, а в это время «мальчики и девочки Сердюкова», называют офицеров «зелеными человечками» и решают собственные экономические проблемы. Такова реальность.
Я уверен, что Президент России Дмитрий Медведев едва ли представляет себе к чему может привести поголовное оторговление Российской армии, так как на наших глазах негативно меняется мотивация воинской службы, уничтожается ее нравственный государственный патриотический служебный стержень. Без чего армия не нужна и даже опасна, так как армия, состоящая из торговцев никогда ничего не выигрывала.
Кроме того, мне представляется важным, чтобы Президент и Председатель правительства понимали, что экономика и бизнес в России могут процветать только и исключительно в атмосфере безопасности, основу которой дает мощная армия страны.- А что Вы, Александр Иванович можете сказать насчет массовой распродажи военной собственности?
- Могу сказать только то, что распродажа военной собственности сегодня идет, идет масштабно и для общественности тайно. Поскольку правду просто никто не говорит, то все это будит всякие, может быть и ложные, но страшные слухи, вроде того, что главное здание Генштаба продается банку ВТБ-24(???), и для этого главные управления Генштаба - оперативное и мобилизационное, практически изгнаны со своих рабочих мест и переселены, что есть правда, а Начальник Генштаба ничего не может и не хочет объяснить даже своим офицерам.
Но, самое страшное, что сама манера проведения этих распродаж носит явный привкус самодурства и коррупционной преступности, что, естественно нервирует армейскую общественность.
Конечно, эта массовая распродажа не должна быть главным делом Министерства обороны, так как деньги у государства есть, но фактически это единственное чем эффективно занимается команда А. Сердюкова.
Самое тревожное в этом деле то, что совершенно непонятно почему, кому, как, по каким ценам и за что продается имущество на триллионы рублей, что от этого выигрывает Армия и государство и где эти деньги вообще.
Представляется, что если затребовать хотя бы перечень проданной ими собственности армии, то список будет огромным, суммы колоссальными, покупатели неизвестными, а последствия ужасными.
Окажется, что мы присутствуем при второй фазе преступной приватизации госсобственности, но уже даже и без ваучеров, которые, кстати, большинство офицеров вообще не получали, я, например, не получил.
Страшно подумать, что это может оказаться правдой.
Все это не имеет никакого отношения к военной реформе, и это уже дело Главной прокуратуры и Счетной палаты, а они, похоже, ждут какой-то команды, но ждать когда проявится новая плеяда олигархов от Минобороны нельзя.
Даже странно, что еще нет ни одного депутатского запроса по этому поводу, а многочисленные выступления в прессе с информацией о фактах явно криминальных, остаются без ответа.
Надо сказать, что откровенное замалчивание этой проблемы уменьшает уверенность российской общественности и особенно офицерского корпуса России в чистоте помыслов высшей государственной власти и ее государственной дееспособности.
Мы надеемся, что сейчас, с наделением Парламента России контрольными функциями антикоррупционная работа в Минобороны активно начнется.
- А что Вы думаете относительно запрещения критики реформы, которое идет прямо от А. Сердюкова и Генштаба?
- Я этого не знаю. Но если это так, то это все плохо. Это самая распространенная ошибка людей, которые не уверены в своей компетентности и правоте.
Практически это их комплекс неполноценности, который был тем фактором, на котором, кстати, исторически заканчивались неудачей все желания и попытки реформирования армии России.
Но этот комплекс страшен тем, что его носители, а это, как правило, сами министры и начальники, просто считают своими «врагами» всех тех, кто критикует их действия, прямо указывает на возможные ошибки или говорит, как надо сделать - так комплекс неполноценности одного человека или одной группы чиновников может обернуться трагедией державы, так как не ищутся и не исправляются ошибки, а ищутся и наказываются честные, знающие и смелые люди, и побеждает воинствующая и низкая серость.
Здесь есть еще одна опасность. Лев Гумилев, наш великий ученый, сказал, что народы начинают исчезать из истории тогда, когда пассионарии, то есть, люди творческие, смелые, организаторы и лидеры, и которые гибнут первыми в революциях и войнах - начинают выдавливаться из государственных структур, армии и власти, другой категорией, вернее типом личностей - субпассионариями или шкурниками.
Мы это видим сейчас почти во всем мире, поэтому и в мире дела идут хуже, а у нас уже некому служить в армии и защищать Родину не за деньги, а власть не видит причины национальных неудач в своей плохой работе, а ищет «крайних». Практически так закатились все великие империи, в том числе и СССР.
- Так что делать?
- Сначала главные выводы. Мы считаем, что сделана главная ошибка, которую наша высшая государственная власть делает постоянно - реформа армии доверена самому военному ведомству, а в нем исключительно дилетантам, и ведется абсолютно волюнтаристически и бесконтрольно.
Именно эта стратегическая ошибка не дала России возможности создать современную армию, а ее сегодняшнее продолжение может вообще с армией покончить.
Самое бестолковое дело заниматься структурными изменениями и голым сокращением войск, так как качество Армии зависит только и исключительно от общего благожелательного и требовательного внимания нации и власти к Армии, от качества офицерского корпуса и корпуса младших командиров, а так же качества национальной военной мысли и технологического уровня вооружения.
Президент России как Верховный Главнокомандующий должен заниматься военной реформой лично. Он обязан выслушать военных профессионалов, знать мнение войск и независимых военных экспертов и принимать решение по военной реформе взвешенно.
Отвечать перед нацией за неудачу военной реформы будет нести не Анатолий Сердюков, а высшая государственная власть страны, то есть лично Дмитрий Медведев и лично Владимир Путин, и они должны это знать.
В целом:
1. Проведение военной реформы необходимо, армия к реформам готова и их ждет, так как ее существующее положение ужасно.
Но офицерский корпус ничего толком о реформе не знает, а являть собою «болвана в старом польском преферансе» считает ниже своей чести.
Тем не менее, офицеры искренне хотят помочь Министру обороны провести реформу полно и эффективно, но требуют в ее проведении разума и профессионализма, уважения к себе, к традициям Российской армии и ее этике.
2. Проведение радикальной военной реформы поспешно, то есть без Военной доктрины, ясного и известного офицерскому корпусу плана, эксперимента, путем обвального сокращения профессиональной основы Армии офицеров и прапорщиков, а также путем распродажи военной собственности преступно, неизбежно приведет к развалу армии и утрате Россией возможности нормально и безопасно развиваться.
3. Все мероприятия реформы и все сокращения должны улучшать боевую способность Вооруженных сил России, а не ухудшать условия жизни, службы и профессиональной деятельности войск и офицерского корпуса.
4. Процессом военной реформы необходимо управлять. Это значит, что, в том числе, необходимо иметь обратную связь государства и войск. Другими словами, необходимо создать аналог Комитета народного контроля, который был бы уполномочен реагировать на информацию о ходе реформ и борьбе с коррупцией непосредственно из воинских частей и производственных коллективов. Без задействования творческого потенциала российской общественности и ее контроля за ходом реформ, мы рискуем остаться, в буквальном смысле, у «разбитого корыта».
5. Если все оставить как есть, то будут впустую потрачены огромные деньги, но армии нового высшего качества Россия не получит и наше поражение будет неизбежно.
Это значит, что уже через 3-5 лет армия России как реальная глобальная и даже региональная боевая сила исчезнет, и она будет способна проводить только отдельные антитеррористические операции, миротворствовать и «пугать население оставшейся ядерной мощью», что вряд ли является целью объявленной очередной военной реформы.
А еще через 5-7 лет, Россия останется беззащитной перед лицом агрессии любого рода.
Это значит, что Россия сама себе проиграет четвертую мировую войну, чего ждут и на что надеются наши геополитические противники.
6. Военная реформа должна стать основным Национальным проектом России и за нее должен отвечать лично Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.
Необходимо:
Во-первых. Хватит кошмарить армию. Нельзя унижать офицеров, тупо молчать и делать вид, что ничего не происходит, и что все идет правильно.
Необходимо начать открытое и гласное обсуждение предлагаемых реформ, успокоить общественность и офицерский корпус, не бояться критики и собственной некомпетентности, надо честно разбираться с проблемой и вносить необходимые поправки в решения по реформе и соответствующие планы.
Во-вторых. Вывести войска из рынка и заставить их не сокращаться и любой ценой выживать, а заниматься профессиональной боевой подготовкой.
В-третьих. Спасти офицерский корпус и изменить систему прохождения службы и систему профессионального военного образования.
В-четвертых. Никого не увольнять, не создавая условий и возможностей социальной адаптации, и максимально использовать возможности самого процесса сокращения численности армии.
В-пятых. Начать борьбу с коррупцией с Министерства обороны и Военной прокуратуры, так как их роль и значение в период фундаментальных реформ, скрытности мероприятий и масштабов задействованности огромных масс населения России и бюджетных средств - становится определяющим, а желающих, под шум реформы «отпилить себе маленький свечной заводик» найдется много.
В-шестых. Создать государственный Центр стратегического анализа, который бы имел возможности и компетенцию анализировать стратегическую обстановку, создавать проекты независимых стратегических документов национального масштаба, делать стратегические обобщения, давать профессиональные ответы на сложные вопросы национального и военного строительства, мог бы заставить заработать нашу национальную военную мысль.
Этот Центр может быть подчиненным непосредственно Министру обороны, чтобы говорить ему правду, или быть подчиненным Президенту России и войти в качестве самостоятельной структуры в состав Совета Безопасности Российской Федерации.
В-седьмых. В Правительстве России должен быть создан специальный орган для проведения военной реформы, который должен возглавлять лично Председатель Правительства.
В-восьмых. Парламент России должен создать специальную комиссию по военной реформе, контролировать ее ход и заниматься этой проблемой в ежедневном режиме.
В-девятых. Совет Безопасности Российской Федерации должен специально заниматься вопросами военной реформы как своим главным делом обеспечения национальной безопасности России.
В-десятых. Счетная палата России должна уже заниматься финансовыми потоками и структурными преобразованиями в Минобороны и не ждать когда денег на реформу уже не останется.
Этот перечень безусловно не исчерпывающий, но абсолютно необходимый, так как без организации и проведения военной реформы именно в таком ключе, о ее успехе можно просто забыть.
Есть еще одна серьезная опасность. Может случиться так, как было последние двадцать лет всегда.
Допустим, тревоги и чаяния армии дойдут до Президента и он потребует ответа на эти и другие вопросы от Министра обороны.
Министр обороны с Начальником Генерального штаба придут и скажут, что все нормально, все посчитано правильно, все решения продуманы, а все вопросы задают «некомпетентные неудачники, которые не понимают величия и глубины Вашего гениального замысла военной реформы, товарищ Верховный Главнокомандующий, и они нам мешают», я сам слышал такие речи не раз.
После этого Президент успокаивается, продолжает верить Минобороны и Генштабу, никто ничего не меняет и дурь возрастает: всех кто против - увольняют, полемика в армии и обществе задавливается, все режется по живому, никто ни за что не отвечает, а тем временем воровство продолжается и состояние Российской армии ухудшается. Так все и шло последние двадцать лет.Объявленная военная реформа, безусловно, революционна и жизненно необходима России, а значит, потери и жертвы в ней практически неизбежны.
Наша общая задача сделать так, чтобы она была проведена максимально эффективно, а для судеб сотен тысяч военнослужащих максимально безболезненно.
Задача гражданского общества и состоит в том, чтобы заставить власть слушать и слышать его голос и не допустить в реформе катастрофического «самотека», когда ее ошибки не исправляются, а тиражируются.
- Александр Иванович, Ваш боевой путь идет от командира взвода?
- Мой боевой путь идет от суворовца, я горжусь своей службой Родине и своим боевым путем, он прям, чист и славен, каким и должен быть путь потомственного русского офицера. Я закончил Московское суворовское военное училище, Московское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию имени М. В. Фрунзе, Военную Академию Генерального штаба, и все это с отличием или с медалью.
Я имел честь командовать: мотострелковым взводом четыре года - 30 солдат; мотострелковой ротой два года - 100 человек; мотострелковым батальоном 3 года - 500 человек; отдельной частью Укрепленным районом 2 года - 800 человек, мотострелковым полком 2 года - 2200 человек; штабом мотострелковой дивизии 3 года - 6000 человек (все это на Дальнем Востоке); 35 мотострелковой дивизией в ГСВГ 4 года - 15000 человек; штабом 28 Общевойсковой армии в Белоруссии 4 года - почти 50000 человек; один год командовал группировкой не наших войск в еще более ненашей стране; работал помощником Министра обороны СССР маршала авиации Евгения Ивановича Шапошникова по военной реформе.
К несчастью всех этих славных и могучих полков, дивизий и армий уже нет, как нет Вооруженных сил великого Советского Союза и великого победоносного советского военного стиля.
Если мы хотим создать великую Россию, мы обязаны все это воссоздавать, но уже в новом качестве. Но тех, кто знает, как это все делать, с каждым днем становится все меньше, и грядущее сокращение, возможно, добьет и последних.
- Не хотите ли Вы, Александр Иванович, сказать что-нибудь офицерам Российской армии?
- Почту за честь. Я желаю офицерскому корпусу России оптимизма, здоровья, терпения и удачи, чтобы выдержать то счастье, которое неизбежно нас всех настигнет вместе с реформой.
Когда я имел честь командовать 35 мотострелковой дивизией в Германии, мой командующий 20 ОА генерал-лейтенант Альберт Макашов на Военном совете армии сказал нетленную фразу: «Товарищи офицеры, прекратите заниматься пессимизмом!».
Он был прав, нельзя отчаиваться, никогда. Надо делать, что должно, и понимать, что только нашими стараниями все будет хорошо, и тогда - на нашей улице будет праздник!" (с)