Группа американских студентов отправляется… На этом можно было сразу же остановиться, ведь «всё и так понятно». Да только речь идёт заодно и об одной из самых манящих загадок XX века, а именно судьбе комсомольцев из группы Игоря Дятлова, которые погибли при невыясненных обстоятельствах в январе 1959 года. В борьбе художественного вымысла с неразгаданной тайной победила последняя, потому что правду мы так никогда и не узнаем.
Главное достоинство картины в том, что это не чисто американский проект. Дабы не пороть откровенную пургу и играть в испорченный телефон с переводом документов, написание сценария дали российской стороне. Наших соотечественников чуть ли не большая часть съёмочной группы. В результате наблюдается минимальная клюква, а о вмешательстве американской стороны можно понять лишь по бару вместо типичной для наших краёв «рюмочной» или кафе, да по говорящим на неплохом английском жителям глубинки.
Американские студенты же ничего особо примечательного из себя не представляют: трое случайных парней, две девушки. Актёры как актёры. В горах ведут себя странно: например, периодически не носят шапок, позволяют себе спать голышом в холодную ночь и вообще копают странички истории, которые не следовало бы поднимать. Действия героев мотивированны, но есть то ли эталонная блондинка, то ли блондинка без особой сценарной нагрузки, которая творит больше всех глупостей.
Стоит отдать должное режиссёру Ренни Харлину, он взялся за новое для себя дело - псевдокументалистику со всеми вытекающими из этого трясущимися камерами, особой подачей саспенса и просто особым ожиданием чего-то необычного в углах экрана. С задачей он справляется, но ровно до того момента, когда приходит время выдавать на-гора хоррор. Он не пугает, его мало и, странное дело, при всём перечисленном даже не веселит. Может стоило сделать реконструкцию событий, а не пытаться снять своё «Паранормальное явление»? Или хотя бы пригласить того же Орена Пели в соавторы.
Сказать по правде даже самой трагедии после эффектного начала со сводками срочных новостей и вообще рекламой ВГТРК времени уделено непозволительно мало. Тайна перевала Дятлова состоит, прежде всего, в том, что ни одна из предложенных версий не подходит для описания произошедших событий, в каждой есть одна маленькая деталь, не вписывающаяся в общую картину. С сюжетом фильма всё то же самое, только огрехи совсем не мизерные, лежат на поверхности и, самое главное, версия Харлина в конечном счёте практически никак не объясняет произошедшее в 1959 году с «дятловцами».
Из мокьюментари на тему «Перевала Дятлова» могли бы получиться хорошие «Дневники Чернобыля», но вышла недо-псевдодокументалистика, недо-хоррор, пусть и с подающим надежды обезклюквенным сценарием. После просмотра остаётся осадок, что ты чего-то недополучил, например, разгадку. С одной стороны, мы, скорее всего, её никогда и не получим, с другой - хотелось просто видеть совсем другое кино по такой давно будоражащей всех теме.