Центральный корпус Большого Гатчинского дворца

Jun 04, 2023 22:44





Вид на центральный вход во дворец со стороны дворцового плаца. Справа - памятник Павлу I.

В центральном корпусе Большого Гатчинского дворца и прилегающих к нему галереях расположены основной вход для экскурсантов и парадные залы. Из центрального корпуса можно пройти в дворцовую церковь и Арсенальное каре, попасть в подземелье дворца. Современное состояние центрального корпуса Большого Гатчинского дворца поражает не только размахом и качеством реставрационных работ, но и настойчивостью Аделаиды Сергеевны Ёлкиной (с 1968 по 1998 год главного хранителя музея «Дворцовый парк»), сумевшей добиться восстановление статуса музея для всего комплекса Большого Гатчинского дворца и начать во дворце восстановительные и реставрационные работы.



Вход в музей для экскурсантов расположен на первом этаже западной галереи со стороны дворцового плаца. Здесь же находятся кассы музея и гардероб.



Первый этаж западной галереи со стороны вестибюля центрального корпуса

Из западной галереи дворца посетители попадают в вестибюль центрального корпуса.



Вестибюль центрального корпуса со стороны парадного входа из дворцового парка

Парадные входы во дворец, ведущие в вестибюль, находятся как на южной, так и на северной стороне центрального корпуса. Парадные залы Большого Гатчинского дворца расположены на бельэтаже (втором этаже) центрального корпуса и в галереях, связывающих его с боковыми каре.  На бельэтаж центрального корпуса ведет Парадная лестница.



Парадная лестница. Вид со стороны лестничной площадки бельэтажа.

С верхней площадки Парадной лестницы можно пройти в Чесменскую галерею и Оружейную галерею, ведущие в Кухонное каре, и Аванзал, открывающий анфиладу парадных помещений. Через Аванзал посетители дворца попадают в Мраморную столовую и Белый зал (через проходную Ринальди)

Cамое большое помещение центрального корпуса площадью 250 м² - Белый зал, открытый после реставрации в 1988 году. Зал вытянут вдоль южного фасада дворца. Его пять окон-дверей выходят на балкон, расположенный над парадным входом со стороны  Дворцовой площади.



Вид из Белого зала на дворцовую площадь. Памятник Павлу I



Украшение зала - статуя жреца с жертвенным подносом, выполненная из чёрного мрамора.



Горельеф «Путник» (конец I века нашей эры).



Каминная доска с часами. Сзади часов над камином размещен античный римский горельеф «Жертвоприношение императора Тита» (I век)



Бюст Афины Паллады (Италия, XVIII век), выполненный из белого каррарского и чёрного мраморов, а также оникса.



Среднее поле перекрытия Белого зала занимает плафон с полотном Г.Ф.Дуайена «Рождение героя».

Мраморная столовая - зал площадью более ста квадратных метров использовался для парадных обедов. Торжественность залу придают  шестнадцать каннелированных колонн коринфского ордера, изготовленных в Италии из каррарского мрамора.



Мраморная столовая

Из Мраморной столовой можно пройти в Верхнюю тронную императора Павла I - один из самых нарядных и торжественных залов, украшенный  лепниной и позолотой. На стенах тронной - ковры, созданные во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов и подаренные королем Людовиком ХVI великому князю Павлу Петровичу и великой княгине Марии Федоровне в 1782 году во время их путешествия по Европе.



Верхняя тронная императора Павла I



Люстра в Тронном зале

Тронная императрицы Марии Федоровны расположена между Белым залом и Зеленой угловой - проходной комнате, ведущей в Греческую галерею. Стены этого зала украшает коллекция западноевропейских живописных полотен, одна часть которых изображает сельские сцены и пейзажи, а другая написана  на темы исторических и евангельских сюжетов. Два окна тронный выходят на парадный двор.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Малиновая гостиная - зал смежный с тронной Павла I. На её стенах  гостиной были развешены три малиновые гобелена из серии «История Дон Кихота», подаренных Людовиком ХVI великокняжеской чете.  В экспозиции Гатчинского дворца представлен лишь один гобелен, остальные  гобелены из этой серии украшают залы Павловского дворца.

Овальный будуар императрицы Марии Федоровны, её Парадная опочивальня, Башенный кабинет и Туалетная расположены в северо-восточной части бельэтажа центрального корпуса.



Овальный будуар императрицы Марии Федоровны

Овальный будуар - первый из залов, принадлежавших императрице Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Будуар открыт после реставрации в мае 2006 года.



Парадная опочивальня

В годы Великой Отечественной войны уникальная отделка Парадной Опочивальни была почти полностью уничтожена, поэтому её интерьер пришлось восстанавливать заново. В настоящее время Парадная Опочивальня предстала в своем первозданном виде, вплоть до того, что в конце 2000-х годов голубой лионский шелк с вытканными серебром медальонами, лирами, букетами цветов и другими узорами на стенах в резных рамах  был заказан на мануфактуре в Лионе, где был выткан исторический материал, украшавший стены опочивальни в 1790-х гг.



Башенный кабинет

Стены Башенного кабинета изначально были облицованы искусственным мрамором, во второй половине XIX века их затянули зелёным штофом. На стене кабинета размещен тканый портрет Павла I работы мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 год).



Туалетная императрицы Марии Федоровны

Основное украшение Туалетной императрицы Марии Федоровны -   лепнина. Стены серо-голубого цвета расчленены пилястрами с изображениями венков, зверей и птиц.

Часть парадных залов Большого Гатчинского дворца -  галереи, ведущие в каре дворцового комплекса. В Арсенальное каре ведет Греческая галерея, а в Кухонное каре - Чесменская и Оружейная галереи.

Роскошная Греческая галерея - дворцовое собрание античности.  Из центрального корпуса дворца в Греческую галерею посетители попадают  из Зеленой угловой залы - помещения, смежного с Тронной Марии Федоровны. В 1944 г. Греческая галерея, как и многие другие помещения Гатчинского дворца, была уничтожена пожаром. Открытие отреставрированной Греческой галереи состоялось в день 250-летия Гатчинского дворца, 30 мая 2016 г.



Греческая галерея со стороны Зеленой угловой



Греческая галерея со стороны Арсенального кааре



Великолепный комод из красного дерева, отделанный позолоченной бронзой с мраморной столешницей. Вероятно подарок Людовика XVI великокняжеской чете.



Античные скульптуры Греческой галереи - «Аполлино» и «Афродита Анадиомена»,. Мраморные статуи, копии XVIII века.

Чесменская и Оружейная галереи располагаются  в Церковном полуциркуле Гатчинского дворца. Эти парадные залы восстановлены, но полностью не реставрированы, что позволяет по достоинству оценить колоссальную работу реставраторов, возродивших из руин дворец после оккупации армией фашистской Германии.



Чесменская галерея. Слева полностью реставрированный фрагмент некогда роскошного декора.

К Чесменской галереи примыкает Овальная комната, являющаяся переходом в Кухонное каре (через Предцерковную комнату). Овальная комната прекрасно выполненная имитацию парковой беседки - расписные трельяжные решетки на сводах оплетены плющом, их окружают гирлянды цветов, стены комнаты скруглены, в простенках размещены живописные полотна, созданные С.Ф.Щедриным. С другой стороны Овальной комнаты за окнами видны настоящие С одной стороны Овальной за окнами видны настоящие парковые пейзажи, пейзажи дворцового парка.



Овальная комната

Сравнение современного вида Овальной комнаты и Оружейной галереи дает полное представление о степени разрушения дворца и объёма восстановительных и реставрационных работ выполненных после освобождения Гатчины от армии объединенной «просвещенной Европы», пытавшейся уничтожить Советскую Россию, а заодно и Большой Гатчинский дворец - шедевр западноевропейской культуры в Восточной Европе.

Оружейная галерея обращена окнами в сторону парадного плаца. До 1823 года в помещении галереи находилась Малиновая галерея. Главным в устройстве Оружейной галереи был художественный эффект - в размещении оружия не было хронологического порядка, не было и разделения его и по признаку происхождения, причем отдельные красивые и редкие образцы старинного оружия или группы их использовались как элементы декора галереи.

В современной Оружейной галереи представлена выставка «Коллекция оружия из собрания Гатчинского дворца». Родоначальник коллекции - первый владелец Гатчины граф Г.Г. Орлов. Коллекция продолжала пополняться в конце XVIII и начале XIX века за счет приобретений царской семьи, трофеев русско-турецких войн. Знаменитое собрание насчитывает свыше тысячи уникальных изделий известных европейских и русских мастеров ХVI-ХIХ веков, работавших в Дрездене, Зуле, Вене, Праге, Флоренции, Москве, Туле, Санкт-Петербурге.



Оружейная галерея. Стены укреплены арматурой, но не оштукатурены. В шкафах - часть коллекции оружия, на фотографиях - довоенный вид стен галереи, украшенных оружием из коллекции.

Последний парадный зал в восточном крыле центрального корпуса - Предцерковная комната - своеобразная передняя при входе в парадные дворцовые залы со стороны церкви. Главное украшение Предцерковной - коллекция живописных полотен на религиозные и исторические сюжеты.



Предцерковнаяя. Через открытую дверь виден фрагмент стены Оружейной галереи.

Особое помещение центрального корпуса дворца - Подземный ход, устроенный при первом владельце Гатчинского дворца Г.Г.Орлове.  Войти в подземную галерею посетители дворца могут из вестибюля центрального корпуса дворца. Подземная галерея ведет из подвалов дворца в грот на берегу Серебряного озера дворцового парка. Весь комплекс, задуманный с увеселительными целями, создан в 1770-х годах архитектором А. Ринальди. Длина подземного хода сто тридцать метров, его стены облицованы натуральным известняком. Ход освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике, в подземном ходе эхо повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».



Лестница в подвал дворца и дверь в подвальные помещения



Подвальные помещения под центральным корпусом дворца



Подземная галерея, ведущая к гроту "Эхо"

Излюбленные кричалки экскурсантов, дающие осмысленный эхо-ответ:

  • Кто в России правил? - Павел
  • Кто украл антрекот?  - Кот 
  • Какой цветок не боится мороза?  - Роза
  • Как называлась первая дева? - Ева
  • Кто украл хомуты? - Ты

Наиболее впечатляющий эхо-ответ достигается, если произносить кричалку, стоя у второй пары фонарей от входа в тоннель. Утверждается, что эхо может повторяться до 30 раз.

Несмотря на то, что внутренняя отделка помещений дворца вынужденный новодел, выполнение реставрационных работ произведено на высочайшем уровне на основе сохраненных архивных документов и многочисленных фотографий довоенного периода. Сохраненные в эвакуации картины, скульптуры и другие предметы обстановки парадных залов создают полную иллюзию исторической идентичности восстановленного дворцового комплекса предвоенному музею. Благодаря этому восстановленные парадные залы дворца - прекрасный образец оформления парадных интерьеров европейских дворцов.

Большой Гатчинский дворец, Великая Отечественная война, музейное дело, Гатчина, Павел I, искусство, путешествия, архитектура

Previous post Next post
Up