Дворцы Павла I: Большой Гатчинский дворец, история

May 29, 2023 15:43





Вид на северный фасад центрального корпуса Большого Гатчинского дворца со стороны парка

Павел I владел четырмя дворцами - Каменноостровским, Павловским, Михайловским и Гатчинским. История Гатчинского, дворца Павла I весьма любопытна. Этот дворец, посторенный архитектором  А.Ринальди, был подарком Екатерины II её фавориту графу Г.Орлову как знак  благодарности за организацию дворцового переворота, в результате которого был убит отец Павла I, а его мать стала императрицей. Строительство дворца было окончено в 1781 году. После смерти Г.Орлова, прожившего во дворце лишь два года,  Екатерина II выкупила усадьбу в Гатчине у его наследников и подарила её сыну - великому князю Павлу Петровичу, который поручил архитектору В.Бренна переделку дворца под собственную Великокняжескую резиденцию.



Дворец, построенный А.Ринальди для Г.Орлова, состоял из трёх связанных между собой частей - центрального трёхэтажного корпуса и  двух одноэтажных служебными каре (Кухонного и Конюшенного), представлявшими собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами, с которыми главный корпус соединялся двумя полуциркульными галереями. Такое архитектурное решение дворцового комплекса подобно Ораниенбаумскому ансамблю и дворцу в Павловске.



Макет дворца усадьбы Г.Орлова, построенного архитектором А.Ринальди

В процессе работы по перестройке дворца для Павла I архитектурное решение А.Ринальди в целом было сохранено. Наибольшее изменение претерпели каре - они были надстроены вторыми и третьими этажами. В главном корпусе боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.  Помимо этого в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк появились стены. В Арсенальном (б.Конюшенном) каре были устроены комнаты для семьи Павла I. Площадь перед дворцом, ранее занятая газонами, была превращена в плац, окружённый бастионной стеной. На плацу был прорыт ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. На дворцовом плацу Павел I регулярно проводил парады и смотры армии. Благодаря всем этим  преобразованиям Гатчинский дворец стал походить на европейские замки. Опыт, полученный в процессе перестройки Гатчинского дворца, лёг в основу проектирования и строительства архитектором В.Бренна Михайловского замка.



Макет Большого Гатчинского дворца, переделанного под руководством архитектора В.Бренна и реконструированного в годы правления императора Николая I.

После убийства императора Павла I в 1801 году Гатчинская усадьба стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне, а впоследствии их сыну - Николаю I. Новый владелец дворца произвел значительную его реконструкцию. Наибольшим изменениям подверглись каре - в них появились подвальные этажи, высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Арсенальное каре превратилось практически в отдельный дворец, в котором было более двухсот помещений. К башням центрального корпуса пристроили еще один этаж, перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, были разобраны старые бастионы и построены новые. В дальнейшем дворец не подвергался перестройке - в нём  проводились только поддерживающие реставрационные работы.

В реконструированном дворце проживали со своими семьями императоры Николай I и Александр II. С 1881 года во дворце практически безвыездно несколько лет жил Александр III, ставший императором после убийства Александра II. При Александре III (гатчинском затворнике) во дворец были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем. Как музей Большой Гатчинский дворец был открыт в 1918 году. Этот музей, обладавший богатейшим собранием художественных ценностей мирового значения, называли «пригородным Эрмитажем».  Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. дворец подвергся значительным разрушениям - до 1944 года дворец был в оккупации. Некоторые ценности были полностью уничтожены, часть же украли и вывезли в Германию. Перед отступлением немецкие фашисты заминировали и подожгли дворец. Однако значительная часть коллекции Большого Гатчинского дворца, включавшая почти 12000 предметов была спасена благодаря тому, что эвакуация музейных ценностей из дворца началась уже 22 июня 1941 года.



Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.На старом плане - купол домовой церкви на углу Кухонного каре(фото из интернет).

После деоккупации Гатчины в зданиях дворцового комплекса размещалось Военно-Морское училище, а затем  ВНИИ «Электростандарт». Новые владельцы помещений добились того, что в 1960 году дворец лишили статуса памятника архитектуры.  В 1970 году энтузиастам воссоздания музея удалось добиться признания дворца культурным наследием. Реконструкция  дворца началась лишь в 1976 году. Не последнюю роль в затягивании возрождения Большого Гатчинского дворца играло и то, что его коллекция была передана другим музеям, с которыми администрация возрожденного дворцового комплекса до сих пор ведёт тяжбы по возвращению всей коллекции. Первые интерьеры дворца были открыты для гостей только в 1985 году (через 40 лет после освобождения города!). Хотя большая часть дворца как музея восстановлена, его полное восстановление не закончено и по сей день.



Вид на южный фасад центрального корпуса Большого Гатчинского дворца со стороны Балтийского вокзала г.Гатчины.



Плац Большого Гатчинского дворца. Справа - памятник Павлу I.



Ров, отделяющий Большой Гатчинский дворец с южной стороны



Памятник Павлу I,, выполненный скульптором Джованни Витали, установлен в 1851 году.. Справа - часть здания Кухонное каре.



Мост через ров.



Арсенальное каре - жилые помещения императорской семьи.



Памятник Александру III (гатчинскому затворнику), установленный во внутреннем дворе Арсенального каре

В 2020 году в Арсенальном каре установлен памятник Александру III. Памятник установили Российское военно-историческое общество (председатель В.Мединский, помощник президента В.Путина) и Российское историческое общество (председатель С.Нарышкин, директор Службы внешней разведки РФ) - то есть как бы памятник установлен общественностью, но при участии представителей правящей политической элиты, причём открывал памятник В.Путин, президент РФ.

С памятниками Александру III не везёт. Памятник работы скульптора П.Трубецкого стал героем фольклора («Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка, на шапке крест, кто угадает, того под арест»). Памятник работы скульптора В.Бродарского также вызывает неоднозначные ассоциации. При этом оба памятника установлены во дворах - один во дворе Мраморного дворца, другой - Арсенального каре Гатчинского дворца.



Вид на Кухонное каре и купол домовой церкви со стороны балкона Белого зала главного корпуса дворца



Парадный вход в Большой Гатчинский дворец.



Вид на дворцовый парк со второго этажа Большого Гатчинского дворца.

архитектура, музейное дело, Россия, история, путешествия

Previous post Next post
Up