Герб Парголово
Парголово более чем на 200 лет старше Санкт-Петербурга. Земли вокруг Парголово, согласно записи в книге
Водской пятины Новгородской республики от 1500 года, принадлежали Никольскому монастырю города
Корела. «Относительно этнического состава населения Парголовской округи того периода ничего определенного сказать нельзя... Скорее всего, как и в десятке подобных мест, оно было смешанным, карело-славянским». После освобождения северо-запада России от оккупации Швецией эти земли Петр I подарил дочери Елизавете. В результате дворцового переворота 1741-го года Елизавета стала императрицей. Активным участником переворота был П.И.Шувалов. В знак благодарности Елизавета Петровна возвела его в графское достоинство и подарила ему Парголово со всеми его селениями и угодьями, которыми он и его потомки владели более 150 лет. В настоящее время Парголово - внутригородское муниципальное образование в составе Выборгского района Санкт-Петербурга, расположенное внутри КАД.
Через конгломерат Озерки - Шувалово - Парголово, занимающий бывшие земли П.И.Шувалова и его потомков, проходит
Финляндская железная дорога, связывающая Санкт-Петербург через Выборг с Хельсинки.
Строительство Финляндской железной дороги (ФЖД) было начато по просьбе сейма Великого княжества Финляндского. На обращение сейма Александр II подписал императорский рескрипт, в котором выразил "высочайшее согласие" с доводами о значении дороги для экономики страны, добавив, что "к тому же очень нужна помощь народонаселению, пострадавшему от неурожаев", поскольку новая стройка дает возможность заработка большому числу вынужденно безработных. «На строительство железной дороги инженеры и рядовые рабочие набирались из числа финнов. Многие приезжали семьями, причём порой даже из очень отдалённых уголков Финляндии. Очень скоро, общее количество рабочих, задействованных на строительстве, достигло рекордной цифры 12000 человек!»
ФЖД открылась для регулярного движения на всём протяжении между Санкт-Петербургом и Гельсингфорсом (современным Хельсинки) в середине 1870 года. После окончания строительных работ, большое число финских рабочих не стали возвращаться домой, а осели вдоль всего маршрута железной дороги и стали работать по её обслуживанию. К началу ХХ столетия в постоянном штате ФЖД числилось до 1500 человек, занимавшихся ремонтом путей и регулировкой движения.
Станция Парголово в начале ХХ века (фото из интернет)
Железнодорожная станция «Парголово», расположенная в 16 км от Санкт-Петербурга, была открыта в 1869 году. Первый вокзал, построеный архитектором В.Вестлингом в 1870 году, был деревянным.
Современный вид вокзала Парголово
Кассовый зал вокзала
Сохранившееся до настоящего времени каменное здание вокзала, бывшее когда-то одним из главных центров культурной жизни Парголово, построено архитектором Б.Ф.Гранхольмом в 1906 году. Здание напоминает средневековый замок в миниатюре - своеобразное сочетание архитектурных форм модерна и финско-шведского романтического калорита.
Строительство ФЖД сделало Карельский перешеек излюбленным местом отдыха петербуржцев. «Первыми в этих местах начали строить дачи богатые землевладельцы, дипломаты и чиновники. Более дешёвые участки вдоль побережья застраивали горожане среднего достатка. Ещё менее состоятельным петербуржцам оставалось снимать дачи у финских крестьян и рыбаков. В начале XX века квартирный кризис и высокие цены на недвижимость в центре столицы заставили средний класс - не слишком состоятельных чиновников, служащих и студентов, переселяться в пригороды, пополняя число "зимогоров", то есть людей, живущих в дачных поселках круглый год.» Одним из таких зимогоров стал
И.Е.Репин, поселившийся в рядом со станцией ФЖД «Куоккала», располагавшейся, в отличие от Парголова, на территории Великого княжества Финляндского.
На дачах в Парголово в разные годы побывали известные писатели, художники, композиторы, артисты (Пушкин, Некрасов, Блок, Достоевский, Грибоедов, Тургенев, Шишкин, Крамской, Глазунов, Мусоргский, Шаляпин и многие другие)! В течение долгих лет в районе Парголово жил известнейший музыкальный и художественный критик В.В.Стасов, у которого в гостях бывали И.Е.Репин, Н.А.Римский-Корсаков, С.М.Ляпунов, Ц.Кюи, М.М.Антокольский, И.Я.Гинцбург, В.В.Верещагин, М.Горький.
В советский период в район Парголово был одним из важнейших укрепрайонов, не позволивших финским фашистам наступать на Ленинград с Карельского перешейка.
В настоящее время Парголово - северная окраина Питера, в которой активно идет жилищное строительство и возводятся промышленные предприятия. Для многих Парголово известно тем, что недалеко от железнодорожного вокзала находится большое Северное кладбище.
Офисно-складской центр рядом с ж/д вокзалом Парголово
Парголово - крупная узловая железнодорожная станция, через которую составы из
Выборга идут на левый берег Невы.