Петродворец: "Особая кладовая"

Mar 25, 2022 19:31





Западный флигель Большого Петергофского дворца - музей «Особая кладовая». Вид из Нижнего парка.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (ГМЗ «Петергоф»)" - громадное коммерческое предприятие, владеющее бывшими императорскими дворцами в Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне и Ропше. Для повышения доходности на территорию все дворцовых ансамблей вход платный, причем на их территории организовано множество  небольших музеев, за вход в которые также необходимо внести весьма приличную сумму. К таким музейчикам и относится «Особая кладовая». Если у Вас есть интерес предлагаю осмотреть эту императорскую кладовку.



Музей "Особая кладовая" расположен в западном флигеле (Корпусе под гербом) Большого Петергофского дворца. Этот флигель появился в результате перестройки дворца Петра I в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Комнаты этого флигеля предназначались для проживания знатных гостей и членов императорской семьи. В былые времена в этом корпусе начинались высочайшие выходы - торжественные шествия императорской семьи в сопровождении свиты придворных по анфиладе парадных залов в придворную церковь, расположенную в восточном флигеле дворца. Здесь же одевали в свадебный наряд невест перед церемонией венчания. Сюда же привозили младенцев императорской семьи перед совершением обряда крещения.

В настоящее время в западном флигеле демонстрируется «драгоценности и императорские реликвии», «коллекции произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства, шедевры русских и западноевропейских мастеров середины XVIII- начала XX вв.», а по сути всевозможная рухлядь императорской семьи, перекочевавшая сюда с кладовых третьего этажа Большого петергофского дворца.



Лестница, ведущая с 1-ого этажа в залы Музея

Музейные залы занимают весь второй этаж флигеля. Экскурсии проводятся в сопровождении экскурсовода группами до 5-ти человек - залы музея весьма небольшие. К сожалению магнитофоны с записью экскурсии не всегда выдаются. Занудных экскурсоводов можно было бы не слушать, если бы в залах стояли планшеты с их описанием. Хотя на стёклах витрин есть описание их содержимого, но они плохо читаются и их практически невозможно сфотографировать.





Мундиры придворных











Парадная одежда придворных

В экспозиции музея представлено седло запечатленное на парадном портрете Екатерины II из Тронного зала Большого петергофского дворца.



Парадная сбруя лошади Екатерины II

Привлёк внимание висящий в одном из залов портрет шведского короля Густава III, который был  довольно близким родственником Екатерины II: отец Екатерины Ангальт-Цербстский герцог Христиан Август и отец Густава шведский король Адольф Фридрих - родные братья. Знатоки пишут: «Императрица и король сходились в передовых стремлениях века, в расположении к науке и искусству, в любви ко всему изящному и остроумному. Как метко заметил граф Ульрих Шеффер, их общие слабости принимали у Густава женский, а у Екатерины - мужской характер... Оба любили власть и славу, блеск торжеств и шум похвал, отличались расточительностью. Они всегда были озабочены тем, чтобы привлечь и расположить к себе всех. Он - позер и неисправимый мечтатель, она - страстная женщина, которая, тем не менее, в политике все подчиняла расчету. Он насаждал вокруг себя все французское, она старалась перевоплотиться в облик и дух своих русских подданных». А вот с мужем Екатерине II не повезло совсем. Но повезло с любовниками.



Слева портрет Густава III, в центре - портрет Екатерины II из Большого ораниенбаумского дворца, справа - портрет Петра III из его дворца в Ораниенбауме. У царственной троицы есть что-то общее.

Родственником Густава III и Екатерины II  был и Петр III  - его отец Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский был внучатым племянником шведского короля Карла XII и двоюродным братом короля Адольфа Фридриха.





Как бы кабинет Екатерины II













Для рядового обывателя сей аттракцион не стоит времени и 350-ти рублей за удовольствие  его посещения. Вероятно любителю и знатоку отечественной истории экспозиция может представить интерес. В этом случае рекомендую выбрать время, когда наплыв посетителей минимален. Естественно, это сугубо частное мнение.

архитектура, императорские резиденции, музейное дело, Санкт-Петербург, прикладное искусство, Россия, история

Previous post Next post
Up