Дворец Петра I в Петергофе

Feb 02, 2022 15:28





Днем у входа в Большой дворец Петергофа в конце января нет никакого ажиотажа!

Зима - лучшее время для посещения пригородных дворцов императорского Санкт-Петербурга! В летний сезон парадные парки пригородов Питера забиты приезжим любителями поглазеть на роскошные дворцы императоров России. Наплыв посетителей музеев таков, что по залам Большого Петергофского дворца пройтись, точнее пробежаться, можно только в составе экскурсионной группы. Зимой же в Большом Петергофском дворце  посетителей очень мало, поэтому можно свободно погулять по залам дворца, но возвращаться в зал после выхода  из него Вам не позволят - движение экскурсантов возможно лишь в сторону выхода из музея! Если у Вас есть желание - можете присоединиться к прогулке по парадным залам Дворца.



Большой Петергофский дворец можно назвать «Дворцом Петра I в Петергофе» с большой натяжкой. Строительство дворца, ориентированного фасадом на север в сторону Финского залива и расположенного на 16-метровой приморской террасе, началось по Указу императора в 1715 году. Петр I возводил дворцово-парковый ансамбль как архитектурный символ побед России на Балтике. Но от первоначального замысла сохранилось лишь то, что дворец является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля, и то, что он предназначался главным образом для светских развлечений и государственных приемов. В 1745 году была начата полная перестройка Дворца по проекту Б.Ф.Растрелли - как  Большой Петергофский дворец он был торжественно открыт в 1755 году.

Почти два столетия, вплоть до 1917 года Дворец (и весь Петергоф) был официальной государственной летней резиденцией русского двора. Вся светская жизнь летнего сезона - официальные мероприятия, дипломатические приемы, балы, маскарады, театральные представления и т.п. проходила здесь. В 1918 году Большой Петергофский дворец получил статус Государственного музея. В годы Великой Отечественной войны Дворец был полностью разрушен.



Руины Большого Петергофского дворца после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков (фото со стенда об истории Дворца)

С первых дней войны началасть эвакуация Музея в глубокий тыл  - Новосибирск и Сарапул. Благодаря этому сохранилась вся обстановка и наиболее ценные элементы оформления интерьеров Дворца. Поэтому после осовобждения города удалось не только восстановить разрушенное здание дворца, но и полностью воссоздать его довоенное убранство. Первые восстановленные залы Дворца были открыты для посетителей в 1964 году, а реставрация Дворца была практически завершена в 1995 году.

В настоящее время Дворец, внешний облик которого полностью восстановлен в 1952 году, представляет собой изящное трёхэтажное сооружение, построенное в стиле «зрелого барокко». Длина его обращённого к заливу фасада составляет 268 метров. Первый этаж дворца - служебный, а обширные помещения третьего этажа служили кладовыми. На втором, парадном, этаже дворца располагается созданная Б.Ф.Растрелли анфилада парадных залов, нанизанных на ось вдоль северного фасада дворца. Анфилада состоит из пары десятков роскошных и богато обставленных залов с расписными потолками, настенной живописью и орнаментальными узорами из паркета. Внутри дворец довольно узкий и не настолько большой, как выглядит снаружи.



Музей, как и театр, начинается с вешалки. При наплыве посетителей в гардеробной весьма тесно.

Скромный интерьер служебных помещений, через которые проходят посетители музея, подчеркивают роскошь Парадной лестницы, созданной в 1751 году.



Из вестибюля Дворца посетители вступают на великолепную Парадную лестницу, ведущую в Танцевальный зал.

В проекте этой двухсветной лестницы Б.Растрелли использовал как множество средств декорирования (масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл), так и различные скульптурные формы (барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы). Благодаря этому Парадная лестница буквально ошарашивает посетителей своим великолепием.



Фрагменты интерьера Парадной лестницы

По Парадной лестнице посетители музея попадают в Танцевальный (или Купеческий) зал.



Вход в Танцевальный зал с Парадной лестницы: слева - вид на вход со средней площадки Парадной лестницы, справа - вид на Парадную лестницу из пролета входа в Танцевальный зал.

Б.Растрелли как бы раздвинул великолепие Парадной лестницы - если зал Парадной лестницы довольно небольшой, то площадь Танцевального зала грандиозна - 270 м².



Интерьер Танцевального зала. На правом фото - вход в Чесменский зал.



Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для Танцевалного зала, занимает весь свод.

Из Танцевального зала двери ведут в Голубую приёмную и Чесменский зал. Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота в Чесменском сражении  25-26 июня (6-7 июля по новому стилю) 1770 года в Эгейском море, задумала увековечить славное событие в серии картин, которые разместили в Аванзале, перестроенном в классицистическом стиле архитектором Ю.М.Фельтеном.

Голубая приёмная - небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами, имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом. До окончательной реставрации в 1995 году Парадной лестницы и Танцевального зала с Голубой приёмной начинались  экскурсии по Дворцу. В дореволюционное время это помещение служило канцелярией - здесь постоянно располагались секретари и камер-фурьеры, которые фиксировали в журналах прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т.п.. До открытия после реставрации Парадной лестницы и Танцевального зала посетители входили в музей через Голубую приёмную, а в настоящее время экскурсанты могут осматривать его лишь через открытую дверь из Чесменского зала.



Вид на Голубую приемную из Чесменского зала

Тронный (Большой) зал создавался и оформлялся Екатериной II с целью наглядно продемонстрировать её право на царствование как продолжательницы дела Петра I. Это самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал дворца. Его интерьер создан Ю.М.Фельтеном в 1777-1778 годах. Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме, заданном предыдущим интерьером, созданным Б.Ф.Растрелли. Тронный зал освещают 12-ть люстр, барочные по стилистике, которые были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе.



Вид Тронного зала со стороны Чесменского зала

Победа русского флота в Чесменском сражении в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов позволила России вновь закрепиться на Черном море (ранее море называлось Русским) и начать активно осваивать земли на его северном побережье, названные Новороссией. Столь важное событие во времена царствования Екатерины II нашло отражение в оформлении Тронного зала - его западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р.Петона, изображающие эпизоды Чесменского сражения, образуя сюжетную связку с Чесменском залом.



Западная часть Тронного зала, справа - вход в Чесменский зал

На других стенах Тронного зала размещены конный портрет Екатерины II (самое крупное живописное полотно зала), парадные портреты Петра I и Екатерины I, портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, а в простенках между окнами второго яруса помещены 12 портретов родственников Петра I. После смерти Екатерины II (у Павла I были сложные отношения с матерью) вместо её конного портрета зал украсил гобелен «Пётр I спасает рыбаков в Ладожском озере» (зал при этом получил название Петровского). В 1969 году при восстановлении зала конный портрет Екатерины II вернули на его первоначальное место.



Украшение Аудиенц-зала - роскошные стулья XIX века и фарфор Мейсенской мануфактуры. Камин украшают музыкальные часы, приобретенные для Екатерины II во Франции.

Аудиенц-зал - узкое и высокое помещение с большими двухсветными окнами расположенное между Большим залом и Белой столовой. Это парадное помещение дворца использовалось для малых государственных приёмов. В середине XIX века стало практикой для торжественных обедов накрывать столы во всех парадных залах дворца. В Аудиенц-зале отводилось место статс-дамам, поэтому зал получил своё второе название - Статс-дамская.



Мейсенский фарфор в экспозиции Аудиенц-зала

Интерьер Белой столовой, первоначально был выполнен Б.Растрелли, но в 1774-1775 годах Ю.М.Фельтен существенно переделал его и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру. Архитектор решил его в строгих канонах классицизма - блеск позолоты и игра зеркал сменился им почти полной монохромностью и матовой текстурой.



Экспозиция части Веджвудского сервиза в Белой столовой

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз». Посуда изготовлена из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом. Этот сервиз на 30-ть персон, состоящий почти из 1500 предметов, Екатерина II заказала в 1768 году, а получен полностью заказ был лишь в 1779 году.

Белая столовая замыкает череду больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке дворца проводит границу между парадными официальными залами и анфиладой относительно небольших, но великолепно оформленных помещений, которые служили «репрезантивными кабинетцами», комнатами для секретарей и караула.



Анфилада официальных залов дворца. Слева - Западный Китайский кабинет.

Западный и Восточный Китайские кабинеты сположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. В Восточном кабинете при Петре I находилась столовая. Идея создания Китайских кабинетов принадлежала Екатерине II и была реализована в 1766-1769 годах архитектором Ж.Б.Валлен-Деламот. В убранстве кабинетов использованы китайские лаковые ширмы и китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I. Посетителям запрещено останавливаться в Китайских кабинетах, а фотографировать разрешается только из соседних залов.

Просторный двусветный Картинный зал  занимает центральное место в планировке дворцовых помещений - через него проходит композиционная ось не только самого дворца, но и Нижнего парка и Верхнего сада. Это одно из старейших помещений Петергофского дворца. В первоначальном варианте здания этот зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись, он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти.



Картинный зал

Свой нынешний вид Картинный зал обрёл в 1764 году. По проекту Ж. Б. Валлен-Деламота была выполнена шпалерная развеска 368 полотен, принадлежащих кисти П.Ротари, которые заняли почти всю площадь стен зала.



Вид из Тронного зала на Верхний парк (слева) и на Нижний парк Финский залив из Картинного зала (справа)

Из больших окон-дверей нижнего яруса, выходящих на обе стороны, видна перспектива Морского канала, прорезающего Нижний парк и уходящего к Финскому заливу, и бассейны фонтанов Верхнего сада (окна-двери ведут на единственные во дворце балконы).



Диван в Куропаточной гостиной

Куропаточная гостиная (Будуар), открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от Диванной и Туалетной, эта комната использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. Комната расположена в старой, петровской части дворца. Современный интерьер был разработан Ю.М.Фельтеном. Стены гостиной покрыты шёлковой бледно-голубой тканью с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы.



Диванная

Диванная служила опочивальней императрицы. Комната оформлена по проекту Ю.М.Фельтена в 1770 году. В 1779 году у западной стены был размещён «турецкий» диван «с приступом», подаренный Светлейшим князем Г.А.Потёмкиным, создателем Черноморского военного флота и его первым главноначальствующим, генерал-фельдмаршалом, основателем Екатеринослава/Днепропетровска/Днепра (1776 год), Херсона (1778 год), Севастополя (1783 год) и Николаева (1789 год).



Туалетная - над туалетным столиком портрет Елизаветы Петровны

Стены Туалетной украшает шелк, вытканный в середине XIX века по рисунку, воспроизводящему ткань XVIII века. На стенах развешены парадные портреты.



Кабинет императрицы (Комната для государственных дел) декорирован белым шелком с вытканными букетами цветов, воссозданным в точном соответствии с сохранившимся образцом 1876 года. На стенах Кабинета парадные портреты Елизаветы Петровны. Мебельное убранство состоит из произведений выдающихся мастеров ХVIII века - Ж.Жакоба, Ж.-Г.Бенемана, Д.Рентгена. В углах комнаты бюсты Ж.-Ж.Руссо и Вольтера, что указывало на увлечение Екатерины II идеями французских просветителей.



Штандартная

Штандартная была декорирована по проекту Растрелли золочёной резьбой по дереву, стены затянуты шёлком. Несмотря на название в настоящее время штандарты в этой комнате отсутствуют, но их можно увидеть дальше, в Дубовом кабинете.



Из Кавалерской дверь ведет в Большую голубую гостиную

Кавалерская служила для размещения караула кавалергардов. Кроме того в этом зале производились представления кавалеров российских орденов, устраивались приёмы офицеров гвардейских полков.



Большая голубая гостиная

Большая голубая гостиная в середине XVIII века называлась Столовой. Обивка стен неоднократно менялась. В настоящее время стены украшены шёлком, изготовленным по образцу 1897 года.



Банкетный сервиз Императорского фарфорового завода

В Большой голубой гостиной экспонируется часть банкетного сервиза  на 250 персон. Сервиз из 5000 предметов был изготовлен по Указу Николая I на Императорском фарфоровом заводе.

Из большой гостиной маршрут экскурсии поворачивается на запад и проходит вдоль южного фасада дворца  через южную анфиладу из 4-х комнат Запасной (Ольгиной) половны дворца. Здесь располагались Приватные дворцовые покои - спальни, личные кабинеты, туалеты и салоны членов царской семьи. Назначение и оформление этих комнат менялись в зависимости от нужд владельцев дворца в каждое конкретное время. Эти залы музея менее роскошны, но прекрасно отреставрированы и весьма изысканно оформлены.



Слева - анфилада комнат Запасной части дворца, справа - одна из нескольких изразцовых печей дворца, полностью восстановленных после войны.



Коронная замыкает анфиладу комнат Запасной части. Это помещение было оформлено в середине XVIII века и перестроено 1769-1770 годах по проекту Ю.М.Фельтена как парадная Опочивальня. Однако по назначению эта комната не использовались - она требовалась лишь для усиления подчёркнутой парадности дворца. Коронной комната стала называться с конца XVIII века так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны.

Экскурсия по музею заканчивается в Дубовом кабинете.  Его интерьер, старейший во дворце, был создан еще в первой четверти XVIII века. Кабинет отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.



Дубовый кабинет Петра I, в углу кабинета - штандарты Гвардейских полков несших службу в Петродворце.

В Дубовом кабинете заканчивается экспозиция - экскурсанты спускаются по служебной лестнице на первый этаж, проходят через большой магазин сувениров, холлы служебной части Дворца и далее в гардероб и на выход.



Слева вид на лестницу со второго этажа дворца, справа - вид с первого этажа.

Посетители спускаются на первый этаж по лестнице несколько отличающейся от Парадной лестницы, по которой они поднимались в представительские залы дворца.

Ещё в 2020 году экскурсия по дворцу проходила в противоположном направлении - от Дубового кабинет к Танцевальному залу. При этом посетители музея входили на второй этаж дворца по Дубовой лестнице, сооруженной в 1720-21 годах по проекту А.Леблона. В настоящее время Дубовая лестница восстановлена, но недоступна для экскурсантов. В то время посетители музея постепенно подходили к эмоциональной кульминации посещения Дворца - осмотру Танцевального зала и Парадной лестницы. Сейчас же эмоциональный эффект противоположный - от изысканной роскоши к обыденной утилитарности! И это несомненный просчет администрации Дворцово-паркового комплекса.

Петр I возводил дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива в первую очередь как архитектурный символ побед России на Балтике. Екатерина II дополнила Большой Петергофский дворец символикой побед России на Средиземноморье, поэтому дворец стал не столько императорской летней резиденцией, сколько символом могущества Российской империи. Поэтому начиная с царствования Екатерины II императоры России строили собственные летние резиденции около Санкт-Петербурга в других местах - Царском селе, Павловске, Гатчине, а Большой Петергофский дворец стал местом государственных приёмов. После переноса столицы в Москву эта функция Дворца утратилась и дворцово-парковый ансамбль на радость обывателям стал Музеем. Однако потребность в месте государственных приемов, олицетворяющем могущество России как морской державы, сохранялась - в начале 2000-х годов в Стрельне на берегу Финского залива был создан аналогичный дореволюционному Петергофу Государственный комплекс «Дворец конгрессов», центром которого стал восстановленный и реставрированный Константиновский дворец, который тем не менее иногда бывает открыт для экскурсий.

По своему статусу Большой Петергофский дворец - « Объект культурного наследия народов РФ федерального значения». Дворец также включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Режим работы и цены входных билетов меняются, поэтому желающим совершить реальную экскурсию рекомендую предварительно зайти на Официальный сайт Музея.

архитектура, музейное дело, Санкт-Петербург, политика, Россия, история, путешествия

Previous post Next post
Up