Невель: современность

Jan 07, 2021 16:29





Российский флаг и герб Невеля на здании администрации Невельского района

Географическое положение Невеля очень выгодное. Город расположен на одной широте с Нижним Новгородом и на одной долготе (Пулковском меридиане) с Санкт-Петербургом.  Название городу дало довольно большое (площадь около 15 км²)  озеро Невель (Невельское), на высоком северо-восточном берегу  которого на рубеже XVI - XVI веков возникло одноименное поселение. Пост по истории Невеля здесь.

Населения в Невели менее 15 тыс. человек. По национальности население считается в основном русским, но в нём довольно большая цыганская община.





Вид на Невель со стороны Невельского озера

В начале прошлого века через город проложили  Витебскую железную дорогу, связавшую кратчайшим путем Санкт-Петербург с Одессой. В предыдущих блогах описаны другие станции этой железной дороги - Дно, Оредеж и Заклинье. Через Невель была проведена и Николаевская  железная дорога, связавшая  Бологое с Полоцком. Поэтому в Невеле две железнодорожные станции - Невель 1 и Невель 2.



Рельсовый автобус РА-1 связывает Невель с Великими Луками, в которыхом пересекаются железнодорожные линии Москва - Ржев - Великие Луки - Себеж - Рига и Бологое - Полоцк



Станция Невель 2, главный городской железнодорожный вокзал города, находящийся на Витебской железной дороге



Зал ожиданий станции Невель 2

Построенный в 1920-х годах вокзал станции Невель 2 вполне благоустроен, хотя обычно совершенно безлюден. Железнодорожный вокзал расположен очень близко от центральной части города, до которой по Кронштадтской улице пешком можно добраться минут за десять.  Эта улица выходит на Комсомольскую площадь, на которой находится церковь Троицы Живоначальной, автовокзал и рынок.



По Кронштадтской улице путешественники с железнодорожного вокзала быстро добираются до площади расположенной в конце улиц Ленина и Комсомольской.



Комсомольская площадь



Церковь Церковь Троицы Живоначальной на Комсомольской площади



Недалеко от Комсомольской площади между улицами Ленина и Комсомольской находится городской рынок. Вдали слева видна колокольня Троицкой церкви.

Центр Невеля формируют две идущие параллельно улицы - Ленина и Комсомольская, начинающиеся от улицы Энгельса, в районе которой находится администрация Невельского района и заканчивающиеся на Комсомольской площади.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Невель был практически полностью разрушен. Поэтому застройка в городе во многом послевоенная, причем на улице Ленина в основном расположены 2-х - 3-х этажные дома, а на Комсомольскую улицу выходит квартал из двух десятков крупных пятиэтажек постройки советского времени.



Застройка улицы Ленина на всем ее протяжении практически сплошная



Застройка улицы Ленина



Застройка улицы Ленина



Застройка улицы Ленина

На улице Ленина в основном находятся собой одно- и двухэтажные дома довоенной и послевоенной постройки. Среди них выделяется Дом культуры и здание школы №1.



Здание Дома культуры - типовое для райцентров советского периода. В Невеле, в отличие от многих небольших городов, Дом культуры активно используется по прямому назначению.



Здание средней невельской общеобразовательной школы №1 им.К.Заслонова. В этой школе учились военнослужащие Герои Советского Союза Алексеенко Г.А. (погиб в 1944 г) и Ковалев Н.И. (погиб в 1985 г).

На Комсомольской улице нет сплошной застройки и на неё выходит квартал, состоящий из пары десятков комфортабельных многоквартирных пятиэтажек постройки 1960-х - 1970-х годов.



Застройка Комсомольской улицы в районе рынка



Застройка Комсомольской улицы



Застройка Комсомольской улицы

Административный центр Невеля находится на площади Карла Маркса, от которой начинается улица Энгельса, на которую выходят улицы Комсомольская и Ленина.



Здание Администрации Невельского района



В Невеле, как и во многих российских провинциальных городах, памятник Ленину занимает до сих пор почетное место в сквере у здания администрации Невельского района.  А вот районная Доска почета у здания администрации - большая редкость для  городов современной России.





На улице Энгельса напротив администрации Невельского района расположена городская гостиница



Многоквартирные пятиэтажки на улице Энгельса



Одноэтажные дома на спуске к Невельскому озеру по улице Энгельса.

В Невеле чтут память жертв Великой Отечественной войны.  Между улицами Ленина и Комсомольской создан большой мемориал посвященный освободителям города от фашистского нашествия.



На невзыскательного приезжего Невель производит хорошее впечатление. Даже в слякотную зиму город чистый, дороги в прекрасном состоянии, есть места, где можно перекусить. В магазинах есть все необходимое для повседневных нужд. Железнодорожное и автобусное сообщение между Невелем и другими регионами России вполне хорошее.

Но, вместе с тем, Невель - город контрастов. Как и многие районные центры России, потерявшие свои многие градообразующие предприятия.



Некоторые постройки в Невеле производят ужасающее впечатление.

Невелю повезло больше, чем другим райцентрам. Похоже, что город держится во многом благодаря ООО "Великолукский свиноводческий комплекс", имеющему в Невеле Комбикормовый завод с элеваторной группой, обеспечивающий полный замкнутый цикл производства высококачественного комбикорма. «Великолукский свиноводческий комплекс» - часть одного из крупнейших российских производителей мясных изделий холдинга ОАО «Великолукский мясокомбинат», известного своими магазинами не только на северо-западе России, но и в других регионах. На Доске почета Невельского района среди других есть фотографии работников Великолукского свиноводческого комплекса - рабочих Комбикормового завода и фермеров.



По тому, как выглядит общежитие Комбикормового завода на Кронштадтской улице, видно, что работает это предприятие весьма успешно.

Другие предприятия, вносящие свою лепту в бюджет  Невеля - обувная фабрика и железнодорожные станции с депо.

Несмотря на неплохое состояние Невеля, судя по всему,  финансирование  города весьма ограничено, а жители не достаточно обеспечены.  В городе очень много ветхих домов, владельцы которых не могут их восстановить, а город выкупить под снос или для ремонта и последующего использования. Но это беда многих небольших городов России.

железная дорога, путешествие, история

Previous post Next post
Up