В юности многие любят поэзию, потом это проходит. Две на первый взгляд не стыкующиеся тенденции вымывают поэтическое из жизни: суетливость повседневных забот и "замыленность" взгляда, слепота к новому. По сути и то, и другое лишь проявления внутренней неспокойности, потери гармонии с миром.
Поэзия повсеместна, но мы, взрослые, в отличие от детей ее не замечаем. Не замечаем, даже, когда дети задают вопросы, позволяющие проявить свое чувство прекрасного. А чудесная традиция поэтических вечеров, кажется, канула в Лету. Вернее низведена до тусовки для поэтов, профессионалов и графоманов.
Вернуть поэтическое в суматошную жизнь не так сложно: надо начать читать и слушать стихи. Второе совсем просто делать в дороге: в машине есть магнитофон или проигрыватель CD, в общественном транспорте можно слушать Walkman или MP3-palyer (признаю, что в набитом битком автобусе или вагоне метро особо не послушаешь стихи). Но несмотря на явную простоту, мало кто озадачивается подобным. Видимо, на каком-то этапе жизни - в качестве еще одной инициации - люди вытесняют не только "Эдипов комплекс", но и разные юношеские мечты, идеализм и поэзию. И, вытеснив, смиряются с новым состоянием души, как инвалид привыкает к отсутствию конечности.
Ладно, оставлю пустые рассуждения, перейду к заявленной теме -
стихотворению "Дебют" Иосифа Бродского (перечитайте этот небольшой стих, чтобы последующее было понятнее).
Я никогда не углублялся специально в изучение творчества Иосифа Александровича, я не филолог, а всего-навсего любитель его поэзии. Засим не знаю, писал-ли кто-то о том, что хочу написать я. Проверять тоже не буду, дабы не обнаружить, что повторяю за кем-то. :)
"Дебют" откровенен - это стихотворение о дефлорации, первом половом контакте (не опыте). Сам предмет обсуждения вынуждает подсознание поэта наполнить произведение соответвующей символикой, символикой, подробно разбиравшейся Фрейдом в "Толковании сновидений".
Я не знаю, читал-ли Бродский работы Фрейда, но в 60-ые годы в питерских букинистических магазинах можно было купить переводы Ивана Ермакова 1920-ых годов (проблемы с книгами в букинистических магазинах Питера нарастали постепенно в течение 70-ых и первой половины 80-ых - появлялись и расширялись списки авторов, чьи книги не должны появляться на полках и т.п.). Так что Бродский мог запросто книгу приобрести или одолжить у приятеля. Даже если не читал, то психоанализ говорит о том подтексте, который должен быть понятен всякому.
Итак, девушка сдала экзамены - это не сексуальный символ, но признак повзросления, аналог инициации, вводящей во взрослый мир.
И мы уже в первом четверостишии встречаемся с метафорой девственницы - закупоренной бутылкой вина - красивой, яркой метафорой.
Коитус нигде прямо не упоминается, но дождь - неплохо подходящий символ (вспомним всевозможные фразы про оплодотворение земли и т.п.), упоминаемый Фрейдом.
Пустота, ползущая в лежащую в ванне девушку, имеет явное фаллическое происхождение. Минимальные сомнения в характере метафоры разбиваются продолжением фразы об "отверстии, знакомящим с миром".
В отличие от всевозможных путей познания, упоминаемых в философских сочинениях, генитальный (вульварный в данном случае) доступен всем, понятен всем и в среднем случае наиболее приятный способ познания.
Рука, засовываемая в карман, также должна рассматриваться как коитальный символ.
Водосточные трубы, истекающие водой - явственно ассоциируются с лингамом в его пост-коитальном состоянии.
Ключ как символ фаллоса, часто упоминался в "Толковании сновидений", равно и дверь как вагинальный символ.
"Первый оборот ключа" для описания приобретения сексуального опыта, сексуальной инициации весьма логичен.
Внимание вопрос: А какой еще фрейдистский символ я не упомянул? :)