По-хорошему вместо рецензии на оперу, слушанную вчера, надо было сначала написать рецензию на "Дядю Ваню", привезенного театром им. Моссовета и виденного во вторник, но чеховская пьеса - большая тема, требующая более вдумчивого подхода, чем опера. Ко всему вчера у меня началась "большая оперная неделя" - сегодня иду на "Золушку" Россини, а во вторник на "Орфея и Эвридику" Глюка :) Плюс в пятницу и субботу - концерты классики :)
Представленная Канадской оперой
постановка оперы Штраусса на самом деле - совместное детище с Уэльской оперой.
Пожалуй, пересказ либретто "Ариадны на Наксосе"
один из самых коротких в оперной истории. Почему это важно? Давайте отступим на несколько месяцев назад, когда оперу поставила Мариинка, чья постановка заслужила противоположные рецензии
как отрицательные, так и
положительные. На самом деле обе рецензии абсолютно верны, просто автор одной пытался смотреть оперу и вникать в смысл, а второй только слушал.
Сюжет оперы настолько глуп и пародиен, что сделать из нее хоть что-то разумное невозможно даже в фантазии. Однако издевательство авторов (Штраусса и Гофмансталя) в одном компенсировалось их гениальным результатом в другом - безумно красивых ариях.
Click to view
Натали Дюссей (Цербинетта) и Сюзан Грэм (Композитор)
Начало той же сцены в Торонто
Работа режиссера (австралийца Нейла Армфилда) и художника-постановщика, наверное, не так уж и плоха - больше, чем полагалось по сюжету, пошлости они на зрителей не вылили. Зато подбор исполнителей был фантастическим.
Композитора пела феерическая британка Элис Кут (Alice Coote), три канадских, но редко бывающих в наших краях звезды собрали для постановки - тенора
Ричарда Маргисона и двух сопрано -
Адрианну Пижонку (Adrianne Pieczonka) и
Джейн Арчибальд, в основном выступающих на лучших европейских сценах.
Я бы еще отметил трех молодых исполнительниц - меццо Лорен Сигал, сопрано Симон Осборн и Тейю Касахару - Дриаду, Наяду и Эхо. Хотя сравнения с Арчибальд или Кут они выдержать не могут.
Мне больше понравились арии Цербинетты и Композитора, чем Ариадны. Чтобы оценить сложность и красоту одной из арий Цербинетты послушайте, как ее исполняют 6 колоратурных сопрано:
Click to view
На мой вкус самые интересные - Груберова и Дюссей :)
Мужские арии меня не особо впечатлили, но и претензий к ним не было никаких: хорошо пели, хорошо играли.
Дирижировавший оркестром сэр Эндрю Дэвис более-менее держал оркестр. Похоже он специально подгадал, чтобы отработать и с
Торонтским симфоническим, и Канадской оперой в примерно одно время :)
Закулисный дизайн "Пролога" австралийского художника Дейла Фергюсона:
Ничего особенного, вполне соответствует замыслу, но и не более того.
Костюмчики были бы совсем стандартными, если бы не "белье" на Цербинетте во второй части:
Джейн Арчибальд есть чем покрутить :)
Малоизвестность оперы сыграла свою роль - зал был заполнен процентов на 85. Однако в зале похоже были и немецкоязычные, т.к. периодически в первой части звучали смешки, объяснить которые на основании английских субтитров я не мог.
Вообще либретто отдавало бредом: повторяющиеся глупости и бессмысленные фразы. Что не мешалo, как я уже говорил, всему этому маразму звучать невообразимо, божественно красиво!
Совершеннейший восторг, особенно если закрыть глаза и не пытаться следить за действием :) Только открываешь глаза - волшебство разрушается.