Вчера в помещении Консерватории Бруно Вейл дирижировал оркестром и хором "Тафельмьюзик" - коллектива, в основном специализирующего на барочной музыке.
Если быть совсем точным, то короткое первое отделение было из трех небольших хоровых произведений Мендельсона, Брамса и Пярта, но никаких сомнений в том, что это было заполнение времени, у меня не было.
Итак, "Девятая" Бетховена в исполнении камерного оркестра.
Click to view
Дирижирует Владимир Ашкенази
Германский дирижер Бруно Вейл много работает с "Тафельмьюзик", хотя у него есть опыт работы с Венским и Берлинским Филармоническими, Венской Оперой и т.д. На барочной сцене торонтский коллектив довольно известен, но конкурировать с симфоническими и филармоническими оркестрами он не в силах.
Уровень дирижера чувствуется, хотя силами камерного оркестра "поднять" Девятую невозможно - нехватка музыкантов слишком заметна.
Тревожная музыка первой части по какой-то странной причине вызвала у меня ассоциацию со стихотворением Сологуба:
Печаль в груди была остра,
Безумна ночь,-
И мы блуждали до утра,
Искали дочь. ...
Тревожные искания были намеренно подчеркнуты в интерпретации Вейля (куда больше, чем у Ашкенази).
Тревога - довольно деятельное чувство, она толкает вперед. Даже если она временами чуть ослабевает от сладких воспоминаний о том, как было. Но новая волна гонит вперед.
Вторая часть в исполнении Philharmonia Baroque
Click to view
Суетливые поиски - тревога других не знает, - замедляются всё больше и больше теплыми воспоминаниями. Хочется заместить горечь реальности сладкой легкостью прошлого счастья.
Полностью избавиться от тревоги не удалось, она проходит невнятным фоном, но именно она, а не воспоминания, задает драйв. Но чем дальше, тем все меньше тревоги, все невнятнее она.
Click to view
Третья часть - оркестром BBC дирижирует Илан Волков
От тревоги накапливается усталость. Воспоминания не помогают, и тогда появляется надежда. Она как наркотик, не восстанавливающий силы, но притупляющий боль.
Постепенно надежда звучит всё явственней - это уже не просто воспоминания, а надежда на счастливый конец. Почти что уверенность, что всё обойдется.
Click to view
Четвертая часть - снова Ашкенази с японским оркестром
И вот когда надежда ни к чему не привела, а тревога настолько выматала, что сама исчезла, вдруг понимаешь, что нервное истощение, что все страшные картины, которые рисовал себе, это лишь - ночь, а солнце уже скоро взойдет, что небо уже обретает свои предрассветные цвета, еще не красные, а лишь менее черные, а синие, постепенно светлеющие.
И как всполох птичьих криков перед восходом, как первая ярко красная полоса на востоке - счастье, обретение искомого! Осознать радость - нелегкая задача. Ошарашенный и измученный поисками, ты не веришь своим глазам, боишься поверить!
Но словно замедлившееся время вышвыривает тебя мощной и тяжелой волной первой вокальной партии баритона (кстати, бас или низкий баритон в данном случае звучит лучше)!
И дальше собственно "Ода к радости", комментировать которую я не могу - это столь же невозможно прекрасная, сколь и необъяснимая музыка!
Если совсем честно, то дирижер выжал из "Тафельмьюзик" все возможное. Да, были ошибки, но потрясающе хороший хор и замечательные солисты (никаких достижений мирового уровня в прошлом за ними не числилось) спасли ситуацию. Ну, и гений Бетховена :)