Не претендуя на научность и осознавая полнейшую субъективность (и пристрастность) моих наблюдений, позволю себе кратко охарактеризовать театрально-концертных завсегдатаев Большого Торонто.
Поскольку я не хожу на рок-, поп- и джаз-концерты, сказать вообще что-либо о тамошней публике не берусь.
Мысль написать на подобную тему возникла во время посещения Factory Theater, засим начну с театралов в самом узком значении слова.
Мне кажется, что публика, посещающая три крупных торонтских театра - Soulpepper, Tarragon, Factory - чуть отличается. Самая спокойная и респектабельная публика у Soulpepper, это более классический театр. Дальше по списку по убывающей количество обычных людей и по возрастающей доля нетрадиционно-ориентированных и всяческих маргиналов, включая около-богемные круги.
Если честно, то меня выпендривающаяся публика раздражает, но не меньше раздражают постоянно разговаривающие парами-тройками-пятерками пасущиеся и сидящие дамы пред- и пенсионного возраста.
Вообще все разговоры в театрах и на концертах жутко мелки, пошлы и глупы (во всяком случае те, что ведутся на русском или английском).
Я бы оценил половой состав в пропорции примерно 45% к 55% в пользу женщин: количество пар гомиков не может компенсировать однополо-женские пары и группки (лесбийская публика заметна в Factory, а в двух других ее доля незначительна).
Большой театральный проект CanStage, - привозящий в Торонто спектакли из разных театров Канады в плане зрителей походит на летний фестиваль Luminato: средний класс в значительной мере средних лет, доля пенсионеров выше доли студентов и молодежи.
Другие театральные фестивали - альтернативного и независимого театра, - а также спектакли мелких независимых театриков собирают в основном маргиналов - молодежь, секс-меншинства, всякую полу- и сумасшедшую богему и т.п.
Однако самая высокая концентрация "нетрадиционалов" на представлениях групп современного танца и современного балета: там понятие "меньшинства" относится к гетеросексуалам :)
Летний музыкальный и летний оперный фестивали привлекают пенсионеров и студентов при почти полном отсутствии людей средних лет. Причины две: относительно дешевые билеты и проведение на территории университета Торонто (а у людей средних лет - это касается и летних театральных фестивалей - появляются альтернативные варианты досуга за пределами центра города).
И если Opera-in-Concert привлекает в значительной мере пенсионеров, то другая небольшая оперная антерприза - Opera-Atelier - собирает в значительной мере публику средних лет, часто с детьми старшего подросткового возраста. Во-первых, второй коллектив более известен, во-вторых, каждая опера идет не один раз, а недели две, в-третьих, важна зрелищность - красивые костюмы, декорации, поддержка хора - все это компенсирует издержки репертуара, ограниченного только операми XVIII века и раньше.
Примыкающая к Opera-in-Concert Торонтская оперетта (тот же художественный руководитель) манит в зал пенсионеров не англо-саксонского происхождения (много из Восточной Европы, но не из бывшего СССР).
Канадская опера посещается наиболее обеспеченной частью театралов, просто ввиду относительной дороговизны билетов. Публика - верхняя половина среднего класса, и хотя в зале можно увидеть студентов в джинсах, но вычурно-дешевой одежды маргинально-околобогемных кругов не встретить. Правда, и "парады бриллиантов" у нас не устраивают, на обычные спектакли во фраках не ходят, хотя много людей в костюмах (адвокаты и финансисты, пришедшие прямо с работы).
Национальный балет Канады притягивает в зал студентов балетных школ, в остальном же публика похожа на оперную. Если балет из классического репертуара (не что-то современно-непонятное), среди публики русских больше, чем на средней опере.
На концертах Торонтского симфонического национальный состав слушателей здорово меняется в завиисмости от солиста: доля китайцев, русских, немцев или французов может резко возрасти, тогда как на среднем концерте с североамериканским солистом, немецкий и французский слышатся крайне редко, а китайский и русский заметно реже, чем на выступлениях, к примеру, Ланг Ланга или Евгения Кисина.
С появлением программы, обеспечивающей дешевые билеты для людей до 35 лет, доля молодежи в зале возрасла, хотя доминируют все же пенсионеры.
Итальянской и португальской речи я в антракте практически не слышал, т.к. иммигранты из Италии и Португалии были необразованными крестьянами, а их дети и внуки говорят на английском. На концертах классики, как я уже писал, практически никогда не увидишь индуса, негров мало, но встречаются, часто в смешанных парах.
В Королевской консерватории всегда можно увидеть китайских мам с детьми, поскольку в школе при Консерватории доля китайцев (возможно, вкупе с корейцами и японцами) превышает, как мне кажется, процентов 90. В остальном в отличие от публики, посещающей концерты Торонтского симфонического: чуть больше доля богемы, чуть выше доля студентов (как Консерватории, так и факультета музыки университета Торонто, расположенного в соседнем здании), заметно меньше людей среднего возраста, высок процент пенсионеров.
На "русские" концерты и спектакли я хожу не особо часто, но тем не менее напишу отдельную заметку.