Орландо и Пьеро

Aug 26, 2010 08:09

Молодые торонтские коллективы - Opera Erratica и камерный оркестрик барочной музыки - в рамках проекта "Подземной оперы" слепили "Orlando/Lunaire" - любопытную смесь из "Орландо" Генделя и "Лунного Пьеро" Арнольда Шёнберга



Постер спектакля

Дорога от метро к помещению, где проходил спектакль, была "живописной" - то-ли как серия "урбанистическое запущение", то-ли как декорация к недо-апокалиптическому фильму:




Само представление было в настолько неживописном сарае, что даже снимать его не хотелось :(

Тем не менее мелкие неудобства не должны закрывать главное - необычный театральный эксперимент.

Рецензии в прессе разделилась: независимые издания хвалили, мэйнстрим скорее критиковал.

"Орландо" - история L'amour à trois - рыцарь Орландо любит королеву Анжелику, а та - африканского принца Медоро. От любви Орландо сходит с ума (безумие и нахождение в сумасшедшем доме показаны в клипах), но в конце его исцеляет волшебник Зороастро.

"Трижды семь стихов из цикла Альбера Жиро "Пьеро в лунном свете"" Шёнберга - музыкально-поэтическое произведение для сопрано и оркестра - тоже о любовном треугольнике Пьеро, Коломбины и Арлекина.

Сложность в том, что "Pierrot Lunaire" - пусть и не первое атональное произведение, но одно из принципиальных (созданное в 1912 году оно следует работам 1907-1909 гг, хотя еще не додекафоническое). Гендель же сочинял красивую, напевную, гармоничную музыку.

image Click to view


Цюрихская опера не имела контратенора и заменила его сопрано

image Click to view


Аргентинский контратенор Дамиан Рамирез - звучит совсем не так, что женщина

И такая красивая музыка (оркестрик был отнюдь не идеален - ошибок хватало, но не слишком грубые) перемежалась с вивисекцией музыки Шёнберга (тут ошибки не идентифицировать, да они и не принципиальны):

image Click to view



Такое впечатление, что какие бы ноты музыканты не извлекали, хуже не будет (на самом деле партии каждого инструмента периодически отнюдь не чудовищны, например, если вслушаться, можно услышать флейту, но отсутствие гармонии делает свое дело). Плюс немецкий язык добавляет свою похабнейшую, грубейшую, уродливую анти-музыкальность.

Влияние на музыку ХХ столетия "Лунный Пьеро" оказал огромное - ясен перец, что подражать такому куда проще, чем Второму фортепьянному концерту Рахманинова или Седьмой симфонии Шостаковича. Также как проще следовать абстрактным рисункам Пикассо, чем ему же в "голубом" периоде.

"Лунного Пьеро" ставили и как кабаре, есть версия в стиле "прогресивный рок" (не спрашивайте - не знаю :)) есть джазовая интерпретация, но ее не нашел.

Вчерашнее представление было держалось на сопрано Карле Хухтанен и контратеноре Скотте Беллузе, обладающих не только красивыми голосами (зал был слишком мал, чтобы оценить мощь), но и недюжинными драматическими способностями!



За полупрозрачным экраном, на который проектируются титры, можно различить музыкантов

Режиссер и одновременно художник-постановщик Патрик Эакин Янг нашел много интересных решений: сцена состоит из трех частей, ближайшая к зрителям отделена от средней полупрозрачным экраном, на который проектируются титры, а совсем сзади - сидят музыканты. Использование средней части тем отличалось от аналогичного (временного) оставления полу-прозрачной завесы в Канадской оперы, что титры проектировали всё время, т.е. слова ползли по самим исполнителям :)

Поскольку контратенор поет то за женщину, то за мужчину, он то полуобнажается, то одевает на себя "юбку" - абажур, напоминающий фижмы. В начале же пьесы на этот абажур проектировали какое-то эротическое видео. Потом продолжение или похожее видео проектировали на манекен, стоящий на сцене и очень активно использовавшийся. Вообще анимация Нины Барнет была весьма достойной, вплоть до того, что певцы стояли так, будто строчки слов вытекают изо рта :)



Такой костюм был у Скотта Беллуза

Работа художника по костюмам Хейди Аккерман понравилась даже критику-снобу из "Жлоб и мерин".

Представленное очень интересное сочетание музыкальных стилей и подходов я бы оценил куда выше, если бы Шёнберга было бы в 3 раза меньше - не все 21 стиха, а только 7, а вот Генделя заметно больше - уж коли есть контратенор, сопрано и оркестрик барочной музыки, то почему бы не воспользоваться свалившимся богатством? ;)

image Click to view


Еще немного Генделя, чтобы вернуть гармонию в мир :)

Не уверен, что представление сие будет интересно широкой публике, тем не менее здесь можно купить билеты (всего по 35$) на четверг, пятницу и субботу.

опера, Торонто

Previous post Next post
Up