"Могучая кучка"

Apr 20, 2010 09:09

В субботу слушал камерный концерт, организованный в рамках проекта Academy Concert Series. Данный проект был начат 19 лет назад кларнетистом Николаем Тарасовым, постепенно к проекту подключились другие музыканты. Проект поддерживает городской коммитет по искусству, что является несомненным достижением Тарасова, т.к. в Северной Америке искусство держится в основном на пожертвованиях и грантах.

К музыкантам я вернусь чуть позже, пока пару слов о месте проведения концерта - протестантской церкви в греческом районе.



Вот так выглядит Eastminster United Church
Церкви в Канаде давно в упадке, прихожан совсем мало, средний возраст приближается к пенсионному (во всяком случае в Торонто по большинству протестантских деноминаций), соответственно доходы малы. Потому церкви активно сотрудничают со всеми, кому нужно арендовать помещения.

Кроме камерных концертов, которые я периодически слушаю в этой церкви последние лет 7, я ходил туда на занятия сальсой (школа танцев арендовала там зал), в подвальном помещении там проходили тренировки по кендо (японскому фехтованию), проходили какие занятия по углубленному изучению математики и других школьных дисциплин (какая-то частная лавочка) и т.д.

Я бы сказал, что на сегодняшний день в Торонто есть три типа общинных центров: собственно общинные центры, принадлежащие городу, эдакий аналог мини-домов культуры, библиотеки (часто расположенные в том же здании, что и общинные центры) и церкви (а также с некоторой натяжкой синагоги и мечети). Пока особой конкуренции нет, но если городские власти и дальше будут повышать арендную плату, то значение культовых сооружений будет повышаться.

В рамках Academy Concert Series каждый сезон проходит всего три концерта. Закрывал сезон 2009-10 гг "русский вечер" - произведения всех пяти композиторов "могучей кучки".

"Картинки с выставки" Муссоргского исполнял на рояле Александр Кац. Потрясающе исполнял! У церкви есть хороший, достаточно новый концертный рояль "Ямаха", у Каца - очень чистое исполнение и тонкое, умное восприятие музыки.
От его исполнения "Гнома" я был в полном восторге! Лучше, чем у Кисина!

image Click to view


Камерный оркестр из Монреаля и анимация Натальи Туровской (видимо, дочери основателя оркестра - Юлия Туровского)

В продолжение темы - старый советский мультик как музыкальная иллюстрация к двум пьескам из цикла - "Избушке на курьих ножках" и "Балету невылупившихся птенцов"

image Click to view


Партия фортепьяно - Святослав Рихтер

Безупречно чистая игра Каца меня всегда радует (первый раз я слышал его году в 2001, когда он с Александром Целяковым исполнял "Первый фортепьянный" Чайковского, Целяков солировал, а Кац был всем оркестром, почти как герой Джигарханяна в "На Дерибассоваской хорошая погода").

"Пять пьес" Цезаря Кюи. На сцену выходят преподаватели одной из музыкальных школ - скрипач Яни Пападимитри и кларнетист Тарасов. Греческо-албанский скрипач (и композитор) приятно порадовал выразительной, яркой игрой. Оба котировались куда выше в странах исхода, но как сказал один Нобелевский лауреат: "Лучше быть последним неудачником в демократии, чем властителем дум в тирании", допускаю, что именно по этой причине Пападимитри оставил место концертмейстера и профессора в Тиране :)

Кюи оставил меня почти совсем равнодушным, как и почти все в концерте, потому буду по-путински краток :)

После антракта "Трио ре-мажор" Бородина - в аранжировке Тарасова, заменившего виолончель на кларнет. Неплохо (за исключением огрех кларнетиста), но не тронуло...

"Романза" Милия Балакирева тем же Тарасовым была переделана из виолонечельно-рояльной в кларнетно-рояльную. И вот здесь ошибки Тарасова меня начали напрягать настолько, что я попытался мысленно обратно перевести партию кларнета к исходной виолончельной. Насколько успешными были мои попытки, сказать не могу, поскольку никогда не слышал оригинала и не нашел клипа на Youtube :) Тем не менее чувствовал себя при деле и не переживал из-за того, что Тарасов явно не тянул как солист :(

"Русская фантазия" Римского-Корсакова. Тут уже и Пападимитри начал ошибаться - человек он все же не молодой, да и ошибки были мелкими - так, шероховатости, в общем и целом я к его игре не в претензии.

Еще пара наблюдений. За 7 последних лет проект сумел собрать свою аудиторию, заметно выросшую в течение этого времени. Несмотря на русские корни проекта, русской речи и русского акцента в антракте я не услышал. Публика была в основном от средних лет и старше, по преимуществу белые канадцы, иммигранты из Восточной Европы и немного китайцев.

Судьба музыкантов-иммигрантов в Канаде складывается непросто. Победитель всесоюзного конкурса Тарасов преподает в музыкальной школе, работает дирижером в обычной школе, руководит проектом и т.д. Выпускник Гнесинки, преподававший в университете в Уфе Кац периодически дает реситали, аккомпанирует университетским хорам. Концертмейстер и музыкальный руководитель театра оперы и балета в Тиране Пападимитри преподает в музыкальной школе, выступает с камерными концертами и пишет музыку...
Разумеется, есть и более успешные музыканты-иммигранты, например, играющие в Торонтском симфоническом - и.о. первой скрипки Марк Сказинецкий, скрипач Семен Перцовский, виолончелист Игорь Гефер... Однако значительному числу приходится самим создавать себе рабочие места, т.е. придумывать музыкальные антрепризы, аккомпанировать хорам, небольшим театральным труппам и т.п. В основном каждое занятие - не полная ставка...

Безусловно, очень многие выпускники факультета музыки университета Торонто (не Консерватории) вынуждены работать не по специальности. Я знал одного такого выпускника, работающего бизнес аналитиком :)

В целом же я благодарен за собранные в одном концерте произведения всех пяти композиторов "Могучей кучки" - поскольку всех вместе их исполняют крайне редко.

наблюдения, Торонто, классическая музыка

Previous post Next post
Up