Гражданское общество, община и мы

Nov 18, 2009 10:29

Демократия держится на активной позиции граждан, на их вовлеченности в процесс управления, через выборы, волонтерскую работу, обратной связи с избранными политиками, на том, что граждане считают себя ответственными за происходящее в обществе.

Одна из важных характеристик гражданского общества - самоорганизация граждан для решения каких-то значимых для них проблем.

Нельзя не заметить, что русская иммиграция никогда и нигде не создавала общинных институтов: достаточно почитать воспоминания берлинских, парижских или нью- йоркских эмигрантов, чтобы в том убедиться.

Аналогичная ситуация с еврейской эмиграцией из бывшего Союза. И что мне менее понятно, с эмиграцией из Израиля (я имею в виду уроженцев Израиля, сабр).

В Канаде я наблюдал попытки создания "русских" общинных структур (мне не нравится термин "русскоязычные"), которые дальше первого собрания не выживали.
В Израиле подобные структуры разваливались из-за чрезмерных лидерских амбиций вместо желания работать.
Но и в существующие в Канаде еврейские общинные структуры выходцы из Союза не хотят встраиваться.

Хорошо, допустим из советских людей коммунистический режим вытравил всякое желание что-то делать на благо общества, т.к. коммунисты боятся любой массовой альтернативы (потому в Китая преследуют Фалун Дафа).
Допустим, что у израильтян нет опыта жизни в диаспоре, они не понимают важность жизни в общине.

Тогда почему иммигранты достаточно неплохо адаптируются во всех остальных смыслах - работают, зводят друзей в том числе среди местных, добиваются дохода выше среднего и т.п.? Почему за пару-тройку лет жизни в Канаде иммигранты по многим "измерениям" ведут себя также, как канадцы, и только в плане общинной организации отличаются?

Не надо думать, что дело в финансовых трудностях: большинство знакомых давным-давно получают больше среднего по Канаде, никаких особых финансовых проблем у них нет.
Все внимание отдается детям или карьере? Но и у тех, у кого дети довольно взрослые, а особого карьерного роста не ожидается, не появляется желания сделать что-то на благо общины.

Я вижу, что ради хобби, например, "Что?Где?Когда", люди готовы тратить время и деньги, т.е. социальная разобщенность не проистекает из тотальной занятости на работе и дома.

Меня не столько интересуют причины такой социальной пассивности, сколько вопрос - как изменить взгляд на мир, такое отношение к происходящему? Как вовлечь людей в деятельность на благо общины? Что мешает большей самоорганизации бывших советских людей?

Вопрос этот важен и для россиян и украинцев, т.к. в условиях капитализма те функции, что при социализме, - при коем большая часть читатей выросла, - брало на себя государство, придется брать на себя самим гражданам.

Да, современное общество более разобщено, более атомизировано, чем общество, скажем, лет 20-30 назад. Я готов предположить, что прежняя большая интенсивность социальных связей была связана с невозможностью отделиться, жить отдельной, частной жизнью.
Но точно также работающие у компьютеров канадцы и американцы, держащие даже большую дисстанцию межличностного общения, гораздо лучше понимают важность совместных усилий, совместной работы, работы не для личного обогащения, но для общины, т.е. даже не родных или друзей.

Какие соображения?

Израиль, Россия, Канада, иммиграция, психология

Previous post Next post
Up