Часто бабушка рассказывает мне про свое житье в деревне. Я и сама охотно спрашиваю - интересно.
Решила эти воспоминания записывать. Помимо прочего для меня они ценны тем, что передают реальный быт того времени.
Речь идет о деревне Бакино, Александровского района Владимирской области. Это примерно 150 км от Москвы в Ярославском направлении. Деревня жива и по сей день, густо разбавленная дачниками. Я езжу туда иногда на могилы прадеда и прабабки.
Семья, в которой росла ба, состояла из 7 человек. Отец, мать и пятеро детей. Четыре дочери и сын, разница между ними 2-3 года. Она была третьим ребенком. После смерти родителей дом продали. И его на той земле уже нет. Стоит другой, поновее.
Ее тамошняя жизнь пришлась на 30-40-е года, деревню уже советскую. О ней бабуля и рассказывает.
Про хлеб
- Мать пекла хлеба по 7 противней за раз. Большое дело было. Печь топили жарко, так жарко только для хлеба и топили. Целый день под него уходил. Его клали на стол и заворачивали в разные тряпки, сверху укрывали телогрейкой. Он и на утро следующего дня был еще теплым. Мать все время переживала, поднимется тесто или нет. Несколько раз за ночь вставала, проверяла. Мы так за тестом не глядели, хлеб пекла только она. Как часто? Как предыдущий съедали, так и пекла. А на праздники пекли пироги, везде противня стояли. Праздников без пирогов не было.
- А муку откуда брали?
- Государство зерном расплачивалось, пшеницей и рожью. Его везли на мельницу, там мололи и обратно. Хранили мешками в сенях, в специальном отсеке.
В войну с зерном было туго. В войну муки в хлеб клали еле-еле, все больше свеклу и картошку. С утра мать говорила: завтра печем хлеб. Значит, мне надо было натереть свеклы и картошки. Много, все пальцы обдерешь. Но ничего, ели. И вкусно было.
- Как хранили закваску?
- Кадушка с закваской стояла на полу. В доме, не в сенях. Да я не ходила за ней, мать занималась.
Про квас
- Вы окрошку на квасу делали или на молочной сыворотке?
- На квасу. Кваса всегда много было. Стояла специальная бочка с краником. Туда воды заливали и квас замешивали. Как выбродит - пили кружками, и зимой, и летом. Квас пили постоянно.
Про молочную пенку
- Да ты что! Пенка самая вкусная была. Молоко-то не кипятили, только топили. Мать достанет из печи горшок, а сверху пенка такой толщиной (*примерно 8 см). Она ее шмякает на тарелку и режет на всех. Там и сливок было, и масла. За пенку дрались!
Про скотину
- Скотины у всех было много. Если нет коровы, овец и свиней - значит, не хозяин. Коровье молоко сдавали государству. Свинину, овечью шерсть и овчину тоже. Были нормативы. Себе с овец брали мясо и шерсти брали. Шерсть шла все больше на валенки. У каждого было по двое валенок - зимние и чесанки. Чесанки были тоньше, их носили с галошами.
Маленьких ягнят держали в дому. Не в сенях, в комнате (* деревенский дом был одной большой комнатой, с печью посередине). У них была специальная лежанка, там они и жили всю зиму. Ты не знаешь что ли, что такое лежанка? Это закрытый лежак, туда ведет дверца сбоку, и окошко там есть маленькое. К ним каждый день приводили овец, чтобы кормили. В дом приводили, куда ж еще. Потом овец уводили обратно, в скотник. Так несколько раз в день. В лежанку ягнята и ходили. Ее чистили ежедневно. Они как подрастут, начинают носиться по дому. Как утро - ягнята носятся до двери и обратно. Мы, младшие, спали на полу. А они носятся, и по нам тоже. Ох, чертыхаешься, брыкаешься. Как потеплеет, их тогда уже в скотник уводили.
Коз держали те, кто жил один или не мог содержать корову. Коровы были почти у всех.
Для себя держали кур. Штук 15, не меньше. Петух, несушки и клуша. Клуша высиживала яйца, а потом растила цыплят. Она идет, а за ней цыплята. Как в детском саду.
Гусей еще все держали, но немного. По пять-шесть. Выгоняли их на реку, там они все и плавали. Вечером пойдешь и с еще с высокого берега начинаешь их звать "тяяяга-тяяяга". Узнают они что ли голос? Смотришь, твои и выходят вразвалочку. Гусей я любила. Хотя гусаки часто щипались, чуть что не так. За платье ладно, а вот за ноги больно. До синяков.
Нет, уток держать было не принято. Было в нескольких дворах по паре штук. Это уж любители. Индюков не было ни у кого.
Свиньи жили отдельно. Их иной раз за весь день и не слышно. Это когда жрать хотят - хрюкают. Выгоняли их на двор только, когда свинник чистили. Так они лежали у себя, еду им тоже туда ставили.
Скотина занимала много времени. Выгоняли ее старшие, а загоняла я. Кто отобьется и заблудится, кто с другими уйдет на чужой двор. Так часто бывало. Надо было найти, привести. Носишься по деревне, собираешь своих. Скотник был сразу за домом, одной стеной к сеням. Их было два, чистый и грязный. К нему вела дорожка из досок. Скотину ведут, копыта по доскам стучат.
Это когда тепло. А зимой - всем надо еды сделать. Корове самые большие чугунки тащили. Едой тоже я занималась. Чистили скотину другие.
Про кошек и собак
- Кошки были у всех. Их не называли обычно. Кошка и кошка. А собак не держали как-то. На всю деревню собаки четыре. Там, где мальчишек в семье много. У нас только Федька, зачем нам, девчонкам, собака? Для охраны дворов собак не держали. Те собаки, что были, маленькие. Таких больших, как сейчас в квартирах, таких не было.
Про ягоды и грибы
- За грибами у нас ходили только парни и мужики. Мы, девчонки, ходили за ягодами. Как пойдет земляника - все, надо ходить каждый день. Только роса сойдет, тебе уже в окно стучат. Да такие же девчонки-соседки. Пора идти, чтобы до жары успеть. По паре часов каждый день все лето и ходим. Ягоды - на нас. А грибы с мужиков.
Про летние денечки
- Старшие на работе, Нина на учебе. Младшие и дом на мне. С утра уберешь после завтрака. Все вымоешь, самовар и чугунки вычистишь, весь дом приберешь. Помоешь. Цветы вынесешь, польешь. Пойдешь в лес, за ягодами. Прибежишь, Феде обед соберешь. Он далеко работал, пойдешь - снесешь. Километра два в один край. Идешь, а жара. Тут постоишь-позеваешь, там сорвешь что-нибудь, потаскаешь немного того, что несешь. *Смеется* Придешь, подождешь, пока поест. А нас много таких, младших. Мы в сторонке между собой и ждем. Обратно придешь уже часа в четыре. Пойдешь в огород, накопаешь, нарвешь на вечер. Чтобы мать пришла и готовила. Пойдешь за скотиной. Вечером с ужина тоже приберешь, помоешь. Потом уж гармонь слышна, значит, гулять пора. Гуляешь до ночи. Родители уже спят. В дверь не пойдешь, чтобы не будить. Лезешь в окно, его специально не закрывали. Залезешь, посмотришь - не составили чего поесть. Мать оставляла молока и хлеба обычно. Поешь, что оставили. А не оставили ничего - так спать и ляжешь.
Про удобство
- Отец хорошим плотником был. Ему заказы часто носили. Как гроб кому-нибудь сделает, так зовет мать. "Ляг, примерься. Удобно?"