СВЕТ, ФОРМА, ЦВЕТ - 3

Aug 23, 2007 12:28

ОТ БЛИКА - К ТЕНИ

Если произвольный предмет осветить с одной стороны источником света, то часть его поверхности будет освещенной, а остальная часть будет находиться в зоне так называемой собственной тени. В этом случае предмет является преградой на пути направленного светового потока и сам, естественно, отбрасывает тень на рядом расположенные поверхности. Эта тень называется падающей.



Лучше всего освещаются те поверхности и части предметов, на которые световые лучи падают под прямым или близким к нему углом. Поверхности, на которые свет попадает не полностью, либо расположенные под острым углом к лучам рассеянного света, находятся в полутени.
Куб на условно-схематическом рисунке 16 нарисован в сходящейся параллельной перспективе. Свет падает сверху слева, с небольшого расстояния. Собственная тень здесь темнее падающей.
Для фигуры мальчика (рис. 17), осветленной спереди и немного сбоку ярким солнечным светом, падающая тень проявляется на очень маленькой площади основания, но главным образом на стене, о которую он опирается. Собственная


тень возникает кое-где на фигуре и лице, в местах, куда лучи солнца не попадают. Внизу, на переднем плане изображенной сцены, тень, падающая от какого-то находящегося вне кадра объекта, образует выразительное по форме пятно.
В свою очередь, на снимке 18 рассеянный свет, падающий с обратной стороны костела, создает собственную тень здания, видимую в его боковой части и на элементах, находящихся на стыке купола и стен. Падающая тень при таком освещении практически не видна.


Ситуацию в натуральной перспективе, иллюстрирующую наличие собственной и падающей тени, можно наблюдать на снимке (рис. 19), на котором изображен рынок в городе Лешно. На первом плане слева видна крупная по размеру, темная тень, отброшенная на мостовую зданием, оставшимся за кадром. Пилон возле двух мужских фигур, арочный свод и ряд колонн другого здания, фрагмент которого попал в кадр, имеют собственную тень. Фигуры отбрасывают на тротуар диагональные тени, усиливающие выразительность снимка.
Обратите внимание на сильный контраст между светом и тенью. Интенсивный свет всегда сопровождается насыщенной темной тенью. Особенно это ощущается в яркий, солнечный день, когда световые потоки наиболее активны.
Можно провести обобщенную классификацию светотеневых ситуаций - от самых свет-
лых до самых темных. Теоретически она будет выглядеть так:
а) блик - наиболее яркий отблеск света, встречающийся преимущественно на
выпуклых поверхностях;
б) свет - освещенная часть поверхности предмета;
в) рефлекс - осветленный участок на форме предмета, возникающий в результате
отраженного света;
г) полутень - слабая, прозрачная тень;
д) тень - часть предмета или пространства, на которые непосредственно не
падают световые лучи, а также темное отражение от предмета, освещенного с
противоположной стороны.
Посмотрите на принцип световых отношений в случае с цилиндром, освещенным спереди. Свет и тень на выпуклой поверхности расположены равномерно, плавно переходя от блика - самого светлого места, через собственный рефлекс сбоку цилиндра - к самой темной падающей тени. Другая светотеневая ситуация сложилась с параллелепипедом, изображенном в сходящейся параллельной перспективе. Здесь блик отсутствует, а светлые, более темные плоскости и падающая тень тонально разграничены. Небольшой рефлекс на боковой грани также присутствует.
Кстати, выполняя рисунок, обязательно помните о рефлексах! Они влияют на передачу объемности формы предмета.


А теперь познакомимся с отдельными замечаниями, которые сделал великий Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи». Вместе с проблемами цвета он изучал и принципы зависимости между светом и тенью.
Собственная тень не всегда бывает темнее падающей. Это можно утверждать в ситуации, когда освещенный предмет выполнен из такого же материала, что и основание, на котором он находится.
Границы падающих теней могут быть в виде прямых или искривленных линий. Темнота падающей тени уменьшается с увеличением расстояния между ней и собственной тенью предмета.
Тень кажется тем темнее, чем светлее белизна окружения - этой белизной может быть как осветленная часть, так и цвет (например, белый материал). И наоборот - свет кажется тем светлее, чем темнее тень или цвет, который его окружает.
Маленький фрагмент белизны в окружении темного фрагмента будет казаться светлее, чем ее больший фрагмент в таком же по световой насыщенности -окружении.
Можно выделить четыре вида освещения, падающего на непрозрачное тело. Первый из них - это рассеянное освещение, каковым является дневной свет при отсутствии направленных лучей. Второй - сосредоточенный, прямой солнечный или лунный свет, свет от пламени или свет, попадающий в помещение через дверь, окно или другое отверстие. Третий вид - это отраженный (рефлектирующий) свет, а четвертый - проникающий, который появляется при проникновении света через просвещающиеся предметы, такие как ткань, бумага, калька и т. д.


Снимок 22 демонстрирует пример рассеянного и проникающего света. Просвечивающимся предметом является белая занавеска на окне. Характер этих видов света можно проследить на одежде мужчины, стоящего у окна.



Падающая тень приобретает различную форму в зависимости от размеров освещенного тела и величины пучка падающего света. Величина этого пучка на рисунках 23 схематически обозначена белым кругом вверху. Освещенным телом в нашем случае является видимый сверху шар. Его собственная тень на неосветленной стороне обозначена черным цветом.
Форму падающей тени на рисунках обозначено растром из горизонтальных линий. В первом случае (а) тень имеет законченную треугольную форму с острым углом в вершине. В остальных ситуациях (б, в, г) тени не ограничиваются какой-либо точкой, а продолжаются дальше, постепенно теряя свою насыщенность.
Величина и форма тени зависит также от угла падения света на предмет.
Падающая тень от шара имеет форму эллипса или круга. Тень приобретает форму круга с диаметром, равным диаметру шара только в том случае, когда свет падает на основание под прямым углом, а световой пучок будет тех же размеров, что и «ширина» этого шара, то есть его диаметр. Этот вариант представлен в ситуации (б) на рисунке 23.
На рисунках 24 демонстрируются разные по форме, размерам и плотности тени от шара, падающие на различные по графическому исполнению плоские поверхности. К тому же, в каждом случае характер светового пучка и расстояние от источника света до объекта также отличаются.


Если расстояние между центром источника света и телом всюду одинаковы, то наибольшая площадь собственной тени освещаемого объекта появится в том случае, когда источник света максимально сконцентрирован в вершине своего пучка, то есть, приближен к точке.
На схематических рисунках 25 расстояние между источником света и телом одинаковое во всех трех случаях. Хорошо видно, что собственная тень на рисунке а) - самая маленькая, а на рисунке в) - самая большая.


Чем ближе тело (объект) к источнику освещения и чем сильнее это освещение, тем больше по размеру и темнее собственная тень объекта.

Практическое задание 11

Проследите за изменением характера собственной и падающей тени какого-либо предмета, изменяя его расстояние от разных источников освещения.
Присутствие двух и более источников света, которые расположены с разных сторон объекта, ведет к появлению большего числа собственных и падающих теней. В этих случаях могут возникать дополнительные полутени, а также глубокие тени, получаемые в местах наложения одной падающей тени на другую.
Теперь перечислим основные факторы, из которых складываются светотеневые ситуации.
Вид освещения.
Здесь имеет значение тип источника света, его цвет, угол - падения, характер светового пучка (сосредоточенный, рассеянный, отраженный или проникающий свет), а также количество источников освещения. Всем, например, известно, что естественный рассеянный свет неодинаков летом и зимой, утром и вечером.
Свет может «размывать» форму тела, может делать её более объемной или резкой, выявлять фактуру. Он может даже создавать иллюзию пространства, например, при помощи своего отражения на гладких поверхностях. Подобная ситуация представлена на снимке 26, где в стекле рамы с двумя графическими работами отражается свет лампочек старинной люстры, а также едва видимый фрагмент интерьера.


Вид предмета и его окружения.
Здесь важен цвет предмета, его фактура и вид материала, из которого он выполнен. Просвечивающиеся тела дают иной вид тени, чем непросвечивающиеся, а шершавые - чем гладкие и т. д. Свет, падающий на тонкие листья, будет, благодаря просвечиванию, ослаблять тени и будет больше отражаться от непросвечивающихся блестящих поверхностей. А тень, которая падает на основание из темного бархата, вообще не будет видна.
Расстояние источника света и объекта от глаз наблюдателя. Вместе с изменением расстояния изменяется и острота зрения, а также эффекты, связанные с натуральной воздушной перспективой, в том числе, светотеневые.
Как видите, количество возможных светотеневых ситуаций очень большое. При помощи различных по сюжету фотоснимков выявить их отличия сложнее, чем при сравнении однотипных. Поэтому для следующих примеров я использовал компьютерную программу «ArchiCAD», которая дает возможность наглядно и поэтапно проследить изменения светотеневых ситуаций, происходящих в натуральной перспективе.
Исходным объектом выступает шар, покрытый белой масляной краской, покоящийся на белой, ровно оштукатуренной поверхности.
Первая группа рисунков (рис. 27) фиксирует солнечный свет в один и тот же день (23 сентября) и в одно время (12.00), но на разных географических широтах: 10-й, 20-й, 32-й, 52-й (Варшава), 60-й (Хельсинки), 75-й и 85-й. Как видите, изменяется, прежде всего, угол падения света, что дает различные светотеневые ситуации.


Вторая группа рисунков представляет солнечный свет в Варшаве в 12.00 в разные времена года. Зафиксированы были ситуации, сложившиеся 23 числа следующих месяцев (по порядку): января, марта, июня, сентября, ноября и, наконец, декабря.




Следующие рисунки (29) регистрируют изменения солнечного света в разное время одного и того же дня (по очереди): на восходе солнца, затем в 9.00, 12.00, 17.00 и перед сумерками. Обратите внимание на месторасположение бликов и форму двух последних.


Рисунки 30 показывают направленность солнечного света в Варшаве 23 сентября в 12.00, но с учетом его отражения различными материалами, из которых выполнены шар и основание. Итак, это (первым назван материал, из которого сделан шар, а вторым - материал основания): бетон на гипсовой поверхности, белая масляная краска на гипсе, гипс на гипсе, чугун на гипсе, лед на гипсе, чугун на асфальте и белая краска на асфальте.


Как видите, различные материалы и поверхности при одном и том же источнике освещения существенно меняют светотеневые ситуации, вплоть до почти полного исчезновения собственной или падающей тени.
Последняя серия компьютерных рисунков, представляющих разнообразие светотеневых ситуаций в природе, учитывает различные источники освещения -естественные и искусственные. Гипсовый шар, расположенный на такой же поверхности освещается: а) сверху светом от фонарика и сбоку солнечным светом (Варшава, 23 сентября, 12.00); б) сверху галогеновым светом, фонариком и солнцем в то же время дня; в) солнцем (в том же часу) и галогеном и, наконец, - двумя галогеновыми светильниками (г).


Предыдущие части:
http://community.livejournal.com/tyblako/421437.html
http://community.livejournal.com/tyblako/420444.html
Следующая часть:
http://community.livejournal.com/tyblako/427356.html

техника, основа рисования

Previous post Next post
Up