СВЕТ, ФОРМА, ЦВЕТ - 1

Aug 21, 2007 21:55

СВЕТ, ФОРМА, ЦВЕТ

"Если мы посмотрим на окружающий живой и предметный мир, то сможем выделить три основные характеристики зрительных ощущений: свет, цвет и форму.
Различные ситуации, взятые из реального мира и связанные с демонстрацией света и тени, лучше всего демонстрировать при помощи черно-белой фотографии.
На первом снимке, сделанном в начале века, представлен фрагмент улочки небольшого горного селения. Выразительность формы домиков, включая детали и элементы, в значительной степени обусловлена игрой света и теней - как собственных, так и падающих. Благодаря тени и свету формы объектов приобретают объем и пространственное развитие. Ощущение пространственной глубины усиливается за счет удачно расположенного в кадре силуэта горы на заднем плане.
Обратите внимание, что там, куда свет не доходит, появляется тень.





На втором снимке представлен горный пейзаж в свете заходящего солнца и с фрагментами сооружений, погруженных в тень. Здесь выразительность кадра обеспечивается за счет контрастного, композиционно найденного соотношения больших масс света и тени. Резкость контраста несколько снижается слегка размытым контуром горного ландшафта на заднем плане.
Третий снимок представляет ситуацию, в которой основными выразительными элементами являются темные пятна фигур, движущихся по мостовой. На фоне высветленного пятна улицы эти черные фигуры воспринимаются экспрессивно и динамично, а удачно выбранная композиция перспективного изображения с точкой схода в центре картинной плоскости усиливает эмоциональное воздействие фотографии.
Заметьте себе, что на всех трех снимках свет и тень «лепят» форму объектов в пространстве, а композиция усиливает и направляет в соответствии с творческим замыслом фотографа их взаимное звучание.
Известно, что черно-белая фотография (как, впрочем, и рисунок) не может непосредственно передавать цвет. Она преобразует цветовые отношения в ахроматические тоновые градации от самого светлого до самого темного. Диапазон такой бело-серо-черной палитры зависит как от цветовой гаммы фотографируемых объектов, так и от характера освещения.
Таким образом, мы можем сказать, что фотография это фиксация с преобразованием, принципы которой присутствуют и в черно-белом рисунке. Но, в отличие от фотографии, рисунок передает реальную ситуацию более субъективно, через индивидуальное восприятие натуры, которое у каждого человека свое. Поэтому двух одинаковых рисунков не существует.

Практическое задание 1

Возьмите любой черно-белый снимок и попытайтесь определить, какая из характеристик в первую очередь бросается в глаза: свет, тень или форма.
На представленных ниже черно-белых снимках (рис. 4, 5) также изображены ситуации из реального мира, в котором каждый объект обладает тремя главными характеристиками: светом, цветом, формой. Игра света, тени и формы создают такую дополнительную характеристику, как фактура, а чередование форм обеспечивает важное композиционное свойство - ритм.
Фотография с изображением архитектурного мотива (рис. 4) демонстрирует активно выраженный ритм, образуемый чередой вертикальных колонн и горизонтально падающих от них теней, размеры и расстояния между которыми уменьшаются по мере их удаления от зрителя. Фактура колонн, то есть вид их поверхности, на этом снимке совершенно не просматривается. Смещенная в левую крайнюю часть картинной плоскости точка схода придает снимку динамичность и композиционную напряженность.

Зато на снимке 5 композиционный ритм, равно как и принцип перспективного сокращения объектов, выражен значительно меньше. А вот фактура камней на переднем плане морского побережья прочитывается сразу. Здесь самым светлым элементом является пена морской волны, а самыми темными - неосвещенные части скал и валунов.



Если теперь Вы отвлечетесь от текста и посмотрите вокруг, то в комнате или на улице увидите ряд объектов, которые благодаря цвету, форме или яркому освещению сразу «бросаются в глаза» на фоне других, более «приглушенных». То есть, какая-то характеристика является доминирующей. К примеру, на цветном вкладыше помещен снимок солнечного заката в лесу, где на нас воздействует главным образом свет и тень. Свет на этой фотографии - светло-желтого цвета. Остальные объекты располагаются в тени, и формы их практически не читаются.
Несмотря на то, что из-за взаимодействия друг с другом упомянутых визуальных характеристик нам часто бывает трудно сориентироваться, какая из них доминирует, чего вокруг нас «больше». И все же можно найти ситуации с выразительным преобладанием либо света, либо цвета, либо формы.
Каждый из видов изобразительного искусства оперирует в основном одной из этих, наиболее типичных для себя, характеристик. Так, в живописи - это цвет, в графике и рисунке - свет и тень, в скульптуре - форма.
Умение выделить в работе главную характеристику и подчинить ей остальные составляет одно из профессиональных качеств художника.
Иллюстрации, помещенные в цветном вкладыше, представляют три художественные работы с тремя различными « главными героями» - светом, цветом, формой.
Картина Рембрандта под названием «Медитирующий философ» - это пример рисования светом. Все цвета предметов выполнены в едином колорите и подчинены художественной игре света и тени.
В картинах Винсента ван Гога, наоборот, «главный герой» - цвет. Там доминирует широкая палитра цветовых отношений, а не свет и тень. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины «Барки на Роне» (цветной вкладыш). В общей золотисто-зеленой гамме картины падающая от лодок на воду тень выполняет прежде всего роль дополнительного цветового пятна.
В следующей из представленных цветных репродукций - акварели Марселя Дюшампа - ведущую партию играют динамичные, свойственные стилю «футуризм», формы.
Как Вы уже смогли убедиться, правильно найденная светотень делает форму более выразительной. Поэтому рисунки признанных мастеров отличаются продуманной композицией тех пятен света и тени, которые в первую очередь подчеркивают характерные черты объекта и определяют его общую пластику.

А теперь я представлю Вам два типичных светотеневых рисунка, выполненных с натуры одним и тем же автором совсем недавно. На одном изображена крестьянская женщина за работой, на другом - старый сельский домик в Украине.
Портрет и пейзажный этюд выполнены карандашом очень грамотно и тактично, с использованием дифференцированной контурной линии и выразительной светотени, которая мягко «лепит» форму изображаемых объектов.
Кстати, обратите внимание на технику прорисовки тени и света: мастер использует сочетание пятна и разнонаправленной штриховой линии в трактовке собственных и падающих теней. Светом выступает нетронутая поверхность чистой бумаги.
Под конец наших вступительных замечаний посмотрите на светотеневой рисунок еще более известного мастера австрийского художника Густава Климта.
В портрете молодой женщины наиболее выразительные элементы лица и головы: глаза, нос, губы, волосы имеют активную светотеневую проработку. Второстепенные детали: ухо, шея, плечевая часть выполнены в технике изысканно тонкого валёра.





ФОРМА
Часто вместо понятия «форма» мы употребляем слова «очертание», «предмет», «объект». На самом деле это не одно и то же. Если аналитически подойти к определению понятия «форма» в изобразительном искусстве, то его можно выразить таким образом:
Форма - это взаимосвязанное расположение частей, образующих внешнее очертание, наружный вид предмета.

Например, форма автомобиля определяется расположением и характером сочленений его составляющих: крыши, капота, дверей, колес и т.д. Форма произведения искусства, а значит и рисунка, также во многом обусловлена взаимным расположением и характером упорядочения элементов.
Древние определили принципы, согласно которым красота формы предмета прежде всего зависит от расположения её частей, то есть заключается в точно выверенных пропорциях этих частей по отношению к целому. Но ведь наряду со сложными по форме предметами существуют вещи совершенно простой формы и при этом очень красивые, например, солнце, месяц, капля росы и т.д. В этих случаях изначально чистая геометрическая форма насыщается другими компонентами: светом, цветом, таинственным блеском поверхности, а также определенным содержанием и связанными с данным объектом ассоциациями.


Поэтому недаром говорят, что красота - это единство формы и содержания.
С точки зрения визуального восприятия под формой понимается то, что мы непосредственно видим. При таком понимании форма - это попросту вид вещи. Каждая форма является темой для рисования именно из-за своего внешнего вида.
Мы должны различать форму - вид вещей и явлений - и содержание, то есть их суть, внутреннюю «начинку».
Здесь будет уместным вспомнить слова древнего грека Андроменида относительно этих двух понятий, образно характеризующие искусство рисунка: «Задание состоит не в том, чтобы говорить то, что никто не сказал, а в том, чтобы говорить так, как никто другой не сможет».
От слова форма происходит и другой, часто употребляемый в искусствоведении термин, формализм. Что же он обозначает?
Формализм - это художественный принцип, придающий первенствующее значение только форме, при котором содержание утрачивает свою роль и даже мешает. В этом случае формы изображаемых объектов часто не соотносятся со своими реальными очертаниями. Поэтому в изобразительном искусстве (в том числе и в рисунке) различают два вида форм - реальные (в большей или меньшей степени воспроизводящие существующий внешний вид объектов) и абстрактные (отвлеченные, внешне не связанные с содержанием объекта).
С позиций геометрии, форма - это также граница, контур предмета. В рисунке при помощи контурной линии «очерчивается форма предмета», и таким образом наносятся его внешние границы.

Форма в рисунке всегда связана с фактурой поверхности в данном представлении, то есть с видом этой поверхности, передаваемой с помощью линий, точек, пятен и их сочетаний.
С философской точки зрения, по Аристотелю, форма - это понятийная сущность данного предмета, то есть необходимое составляющее, присущее данной вещи, но одновременно и ее черта, общая с другими вещами того же рода. В этом смысле форма человеческой фигуры является общей, типовой чертой, характерной (несмотря на внешние различия - ведь каждый человек выглядит по-своему) для всех людей.
Другой философ - И. Кант - считал, что форма - это определенное свойство сознания, проявляющееся в процессе познания предметов, то есть свойство, проявляющееся через опыт.
Некоторые современные художники считают, что форма может выступать основной духовной составляющей произведения искусства. Это значит, что сущность художественной работы заключается не в содержании, а в символическом значении формы.
Все формы, даже самые сложные, с помощью изобразительных приемов и средств можно свести к более простым и однозначным. Соответственно, простые И зрительно мало привлекательные формы можно разложить на составляющие, либо преобразовать в другой вид. Фактически каждый стиль в изобразительном искусстве - это утверждение характерной художественной формы.

Практическое задание 2

Нарисуйте один простой объект в трех версиях - сначала светотеневой, потом контурной и, наконец, разложив форму этого объекта на составные части. Обратите внимание на различия в художественной выразительности этих рисунков."

Цветные картинки:
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok7/C7_1.jpg?t=1187719861
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok7/C7_2.jpg?t=1187719862
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok7/C7_3.jpg?t=1187719863

Не знаю, кто автор этих уроков курса рисования ЕШКО, возможно, Влодзимеж Травиньски.

Следующие части:
http://community.livejournal.com/tyblako/421437.html
http://community.livejournal.com/tyblako/422202.html
http://community.livejournal.com/tyblako/427356.html

техника, основа рисования

Previous post Next post
Up