Nov 18, 2012 22:37
Делаю отчёт по разобранным бесермянским текстам. "Улицы все дырявые", "ни тракторов, ни лошадей нет", "плохо теперь живём". Да понятно всё, колхозы развалились, земля пустует, молодёжь уезжает, старики мрут.
Но вот я вспоминаю архангельские деревни - Согру, Ефимово, Керас - и вспоминаю, как удивилась и порадовалась за местных жителей, когда приехала в Шамардан. В Шамардане на улицах стоят (правда стоят) машины, трактора, те же лошади, коров столько пасётся, птица разная бродит. Дворы больше, дома крепче. Час от города по вполне сносной дороге, а не восемь часов по американским горкам на трёх видах транспорта. Мобильная связь есть. Почти всё можно купить в магазине прямо в Шамардане, а что нет - кто-то да поедет в Глазов, нетрудно попросить что-то привезти.
Ясное дело - всегда досадно в ответ на "у меня проблемы" слышать "вот у него нет ног и один глаз не видит, вот это проблема, а что, что ты тут грузишь, это фигня на постном масле". Просто единственное, на что действительно досадовали архангельские бабушки, было лентяйство местной молодёжи.
И да, вспомнился тот еврейский анекдот - не помню, как там точно, но смысл какой-то такой: если тебе кажется, что у тебя в доме много народу и нечем дышать, посели туда на месяц козу, собаку и трёх бедных престарелых родственников, а потом верни, как было.
П.С.
Больше всего в Согре меня поразила церковь. Дело даже не в том, что её восстановили и достроили за счёт какого-то местного энтузиаста, заставили собственными иконами и застелили собственными половиками. Дело в том, что тогда её каким-то образом, как нам рассказали, выключили из состава епархии, и теперь, чтобы туда хотя бы дважды в год приезжал священник, местной общине нужно собирать на это деньги, которых нет. По этой причине никто туда уже который год не приезжает, и особенно деятельные женщины по праздникам сами открывают церковь и что-то читают, служат, как могут.
на полях,
stultitiae laus