Азия, загадочная и такая другая, давно манила меня. И вот с билетом туда-обратно до Сайгона и рюкзаком в ручной клади мы отправились на поиски приключений.
Тут, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но я попробую сохранить для себя некоторые воспоминания об этой поездке.
В этой части рассказ о трети пути, проделанного из маршрута: Вьетнам (Хо Ши Мин - Муйне - дельта Меконга) - Камбоджа (Пном-Пень - Сием-Рип - Ангкор Ват) - Тайланд (остров Ко Чанг - Бангкок - провинция Канчанабури). Весь путь мы проделали за 21 день.
Хо Ши Мин (Сайгон) - Ho Chi Minh
Это город бурлящего движения, духоты, смеси разных ароматов и очень приветливых вьетнамцев.
Прибыв в аэропорт, мы сразу нашли местный автобус, идущий до автовокзала - за какие-то два вьетнамских донга за проезд. Выбравшись из автобуса и, кое-как объяснившись с местными, мы отправились на другом автобусе до другого вокзала. Там добрая вьетнамская тетушка помогла нам купить билет и найти автобус, идущий до Муйне - нашей первой цели поездки. Надо сказать, что поездки в автобусах ошарашили нас, как впрочем, и все последующие поездки по дорогам Вьетнама. Это отдельный аттракцион для непривычного к ним туриста. В одном Сайгоне каждый день на ходу 7млн байков, они заполняют улицы города с ездкоками в масках и разноцветных шлемах, а на светофорах (если можно их так назвать) стоят, будто бегуны на старте. Пешеход, сумевший благополучно пересечь улицы этого города, может с гордостью говорить, что он/а survived saigon traffic. Мы спасались тем, что поначалу дожидались местных и переходили дорогу с ними, а позже, посмотрев технологию, шли сами - зажмурившись и напролом никогда не останавливающемуся движению.
Сюда можно добавить находчивость вьетнамцев в использовании своих транспортных средств (кстати байки - самый дешевый вид транспорта, поэтому все на них ездят больше, чем на машинах или автобусах) - на байках умудряются перевозить до пяти человек (особенно удивительно смотреть, как перевозят малышей), стиральные машины и другие крупногабаритные предметы. В общем, вечно можно смотреть не только на огонь и воду, но и на Сайгонское движение.
Муйне (Mui Ne)
Муйне - это чудесная деревушка, входящая в состав городка Фантьет в 200 км от Хо Ши Мина; рай, омываемый волнами Южно-Китайского моря, полный белых песчаных пляжей, кокосов, манго и прочих сопутствующих рай признаков.
Здесь мы плескались в чудесном теплом море, ели бесконечно сладкие фрукты и обгорели как два заезжих бледнолицых так, что смотрелись краснокожими уже на второй день.
Во Вьетнаме я влюбилась во вьетнамскую кухню - то, как они могут приготовить рыбу на гриле или сварить суп фо-бо (pho bo) - могут только истинные вьетнамцы. В Муйне есть так называемые Бо Ке - рыбные ресторанчики на границе туристической зоны и рыбацкой деревушки. Они выглядят невзрачно (клеенки на столах, пластиковая посуда), но стоят прямо на обрывистом берегу моря и предлагают свежевыловленные морские деликатесы, приготовленные на огне в фольге. Это просто изумительно райская пища! Мы съедали по целой рыбине каждый день.
Из достопримечательных мест Муйне стоит самим съездить в рыбацкую деревню, это примерно в 5-ти километрах от основных отелей. Туда можно добраться на старом велике за 5 долларов аренды в день, либо на местном автобусе, что тоже любопытный опыт. Деревушка эта - место, где на тебя детишки показывают пальцем и смотрят как на пришельцев. Берег деревни весь усыпан круглыми лодками и сетями. Жизнь здесь выглядит довольно сурово, но жизнерадостные вьетнамцы не унывают и стремятся к общению даже с такими неандертальцами, как мы, при этом не особо зная английский.
Еще неподалеку можно посетить красную пустыню, но мы больше предпочитали осваивать деревушку, кухню и море.
Побывав четыре дня в раю, мы двинули на автобусе обратно в Сайгон.
Сайгон в этот раз встретил нас небольшим дождем, широким празднованием кануна 1 мая (это же социалистическая страна) и двумя байкерами на дороге, которые попытались вырвать у меня сумку в момент, когда я совершала опасный трюк по пересечению дороги. Все остались в целости, но неприятный осадок пришлось выводить прогулкой по шумному и душному Хо Ши Мину и хорошим ужином с пивом - Азия учит ко всему относиться философски: ведь все могло быть гораздо хуже.
Дельта Меконга
Зарождаясь в горах Тибета, Меконг течет по Лаосу, Камбодже и Вьетаму. Длина реки составляет около 4500 км, что делает ее одной из крупнейших в мире и самой большой на Индокитайском полуострове. Дельта Меконга начинается уже недалеко от Пномпеня (Камбоджа), но все же большая ее часть проходит по югу Вьетнама.
Дельта Меконга во Вьетнаме - это жизнь на берегах мутной реки более 20 млн вьетнамцев, большая часть которых заняты тяжелейшим делом - выращиванием риса. Это многочасовой ежедневный труд на жаре и в воде (рис, как известно, растет в воде).
Часть населения долины задействована в туризме, но по меркам нынешних масштабов - на этом можно заработать крайне мало: вьетнамец на веслах, подвозящий около шести туристов по притоку Меконга, зарабатывает за один такой спуск 40 центов, а труд это немалый и надо несколько раз сгонять на этой лодке вверх-вниз, задействованы даже пожилые люди. Так что туризм здесь - скорее дополнительная возможность выжить.
'Выжить' - это слово постоянно крутится в голове, когда наблюдаешь за жизнью вьетнамцев, и особенно - здесь.
Мы поехали в долину Меконга, купив накануне тур в одном из многочисленных туристических офисов. На автобусе нас подвезли к причалу, на котором погрузили в сампан (деревянную плоскодонную лодку) и повезли по близлежащим островам. На каждом острове нам показывали, как и чем живут местные жители с различными дегустациями местной продукции. Ночь мы провели организованно в городке Канн Тхо, а утром отправились на плавучий рынок.
Плавучий рынок - это еще одно явление, на которое можно смотреть вечно. Торговля здесь ведется оптовая, продают в основном фрукты и овощи, но бывает и одежду. К лодке с товаром пристыковывается лодка-покупатель и начинается торговый процесс. Лодки самые разные, воды Меконга самые мутные (прямо при тебе в них стирают одежду, плавают дети, опорожняют в реку мусор). По дороге нас завезли на рисовый завод, где объяснили все этапы посадки/сбора урожая/стадии очистки и экспорта. Вьетнам сейчас поставщик риса #1 в мире, и хотя производят его фермеры, напрямую продавать рис зарубеж они не имеют права - все скупает государственная корпорация (причем подешевке), и вот уже эта корпорация (сотрудники которой, кстати, социально защищены в отличие от неработающих в них фермеров), экспортирует рис зарубеж.
Тут же мы увидели, как производят мою любимую рисовую лапшу: вода и рисовая мука смешиваются, вылепляются на круглой штуковние (типа сковороды) очень тонкие, почти прозрачные круглые лепешки, которые высушиваются под палящим вьетнамским солнцем, а потом эти лепешки одна за другой проходят через машину типа шредера, в результате чего получается лапша. Изумительно! И просто. А как вкусно! Ммм.
Одним словом посещение этой долины - это знакомство с истинным Вьетнамом и вьетнамцами.
Люди больше всего поражали меня. Вьетнамцы - настоящие бойцы. В их истории крайне мало периодов мира и свободы, по большей части они были колонией то китайцев, то французов, много натерпелись от американцев. Они стойко отстаивали свою независимость. Их жизнь - это постоянный труд, причем без каких-либо социальных гарантий: защищены либо силовики, либо чиновники - у них обеспечено все: пенсия, медицинское обслуживание, образование для детей. Все остальные получают это за деньги, и если на старости лет человека не могут содержать дети, большая вероятность, что он пойдет продавать лотерейные билеты, а, может, и жить на улице.
При всем этом вьетнамцы очень жизнерадостны и дружелюбны, это поистине улыбающаяся нация.