Помощница

Oct 12, 2013 04:59

Более года назад, когда тебе еще сильно не было года (10 или 11 мес) ты начала помогать мне вешать бельё и это стало нашим общим делом почти на год. тогда ты не ходила. "Маша, я пошла вешать бельё", - ты понимаешь, и это значит, а у меня есть небольшая передышка от твоих зовов: "Пошли играть" на языке стонов. (Этих зовов и так оч. немного по сравнению с нормами твоего возраста, но усталость от неправильной организации "труда и отдыха" уже накопилась, а до Вьетнама мы еще не дожили, т.е. не долетели). Ты бодро и весело ползёшь за мной, отпуская меня по моим делам.

Вчера, 11 октября, ты тоже пришла мне помогать. Но от и до повесила всё бельё сама. Бельевая вешалка тебе даже не по росту: нужно всё время поднимать ручки и иногда даже вставать на носки. Понимая, что нельзя ни вмешиваться, ни подсказывать как (я училась лет в 12, она учится в примерно 2), я просто комментировала: ты повесила то, это. Потом стала молчать. Ты что-то приговариваешь, вытаскивая очередную вещь. "Конь", - звучит как деловитое утверждение. "Что за конь, - говорю я. - Тебе кажется, что это конь?" А, тут и правда нарисован конь, - одергиваю себя я и не лезу какое-то время. Передние прутья вешалки закончились, до вторых тебе не достать, до первых-то на носочках и поприхлопывать бельину ручкой, чтоб сразу не падала. После второй-третьей упавшей вещи они перестают падать и покорно висят, пока что нерасправленные. Нет, ну мама даже в 12 лет при мне не перевешивала ("И я дотерплю", - креплюсь я. Мне казалось тогда, что я шедеврально вешаю, а мама не понимает чего-то, когда ворчит, что же кажется в 2?).

Сначала предлагаю вешать ей по бокам: места больше нет на первой перекладине, а с высоты своего роста второй она и не видит. А потом догадываюсь (эти боковые как крылья - они еще выше и совсем тяжело повесить так,чтобы не падало), что можно перевернуть вешалку и тогда последняя перекладина станет первой. В это время, вешая по бокам на боковые, ты догадываешься, что если в ручке 2-3-4 вещи, все, кроме одной, можно положить на стоящий рядом стол. Догадываешься так: сначала пытаешься меня попросить подержать, тут же забираешь от меня снова (жест как "эврика - вот туда", молча забираешь от меня что только что дала и кладёшь на стол, и всё мама больше не нужна.

(ты оч. погружена в деятельность и мало контактируешь с внешним миром, а только с бельём, у тебя уже одышка от приседаний за бельем и тут же вставанием на носочки и там в течение нескольких секунд совладанием с вещью: 2 виси и не падай!)

(Вспоминаю Монтессори: я никогда не должна ей показывать как, кроме первых секунд, пока еще вдохновение делать не нашло, а есть ещё сомнение: интересно ли мне это будет, и даже как донести, не разлив и открыв дверь одновременно (был такой пример), она должна догадаться сама (или сама попросить помочь, как и мы, взрослые вечно просим друг друга)).

Наблюдая за тобой, я как-то говорю "аха" и ты мне вторишь с той же интонацией. Мимо ходит папа и ведёт себя, как Монтессори прописала: не удивляется, не восхищается, а по-деловому и не замечая. Пч мы ценим умение увлечься (с головой, как в данном случае) процессом, а не умение делать за похвалу. (А если вспомнить еврейские воспитательные традиции, то они не хвалят в случае, если делается любое действие по увлечению, а только то, что делается через усилие над собой: не хотел помогать, но надо было и помог. На том основании, что Бог только после акта творчества говорил себе "Хорошо!")

Переворачиваю вешалку (дело делается быстрее, чем сказывается у меня сейчас эта сказка) и ты идёшь туда, где теперь твоя первая, ставшая последней, перекладина вешалки. В руках комки белья. Ты проходишь, как сомнамбула, под прутиками и тут же возвращаешься назад, поняв и практически оценив (по тебе видно, как работает твой практический разум (ох, Кант), куда теперь можно вешать. Теперь ты еще и расправляешь бельё (год совместного развешивания белья сказывается). Вешаешь последнее, что в ручке и говоришь "всё". Второе слово за процесс после "аха". А я говорю, что вот на столе ещё (пока под прутья лезла, забыла). Ты вешаешь, я незаметно иногда придерживаю, чтобы не упало, но зря я волнуюсь, ну падает всё равно, ты по-деловому, хоть и чуть-чуть после 3 раза злясь, перевешиваешь, подняв с пола.

Теперь я говорю "всё!" Никак! Ты злишься и кричишь на пустое ведро и показываешь мне и готова бить по рукам себя и щипаться от гнева (Маша часто аутоагрессор, и аллергия, гвоорят хорошие психологи от медицины, - частный случай таких людей, но это лечится воспитанием).

Тут папа счастливым голосом: "Вот же, Маша, тут упало и можно вешать!" Вешаем эти 2 вещи и теперь она сама говорит слово "всё" и, сама полностью завершив процесс, успокаиваешься. Теперь не угомониться мне 9надо же всё на место, по правилам). Гвоорю поставить ведро на место и показываю: в другое ведро. Она дальше. А эти матрешки из 2 ведер стоят обычно в тазике, а сег. тазик на видном месте и в нём яблоки и ты тычешь и возмущаешься. А папа спрашивает, чего она. "Не как обычно просто", и вы перекладываете яблоки в др. место. У ребёнка та же одышка, как от бега, и я думаю, что вот тебе и спорт.

День еще не окончен, хотя сейчас около 22, но ты придумала игру: бежать на кухню, добежав возвращаться и с разбегу меня целовать. А я сижу на полу, любуюсь тобой и продумываю это пост.

____

И про процесс.

Когда рисовала, поняла: есть дела, где важнее процесс, а не рез-т: рисование, семья. Т.е., чтобы нравилось и хотелось ещё, важнее, чем сег. рез-т.
Потом слушала лекции про роды: мы люди кнопок и готовых рез-тов и поэтому плохо ждём ребёнка и рожаем - всё то, что чистый процесс, а при сдвиге на рез-т нехорошо сейчас или потом получится. Пч где процесс, а где рез-т в деле жизни с ребёнком и мужем - трудно сказать. Где он окончательный, а где промежуточный. Чего я добилась сейчас и как аукнется потом. Думать надо всегда.

И атмосфера, напр, - это явно процесс.

И важно Машу научить ценить процесс, как проживать жизнь, а не автоматически ее заглатывать, как потребитель (глотает рез-ты).
_____

помощница, Маша

Previous post Next post
Up