Катерина Измайлова. ГАБТ

Feb 20, 2016 17:49

Оперная постановка Туминаса оказалась ровно такой, как я ее себе ожидала и представляла. Ни лучше, ни хуже. Возможно после «Евгения Онегина» сложно вызвать те же по уровню удивления и восхищения эмоции. И что же с того, что в очередной раз случилась просто хорошая постановка в сочувствующей трактовке Туминаса, в сценографии Яцковиса, костюмах Даниловой и хореографии Холиной.

Впрочем, сочувствие и всепонимание предполагает и сама музыка Шостаковича. Но Туминас добавил деталей - Зиновий Борисович смущается, что отец ставит жену на колени и сам к ней спускается, свекр переживает, чтобы сынок не сильно увивался вокруг жены. Да и как не понять Катерину Львовну, если свекр вокруг нее все время с плеткой ходит… А живет она практически в тюрьме, и оформление сцены дает чуть ли не прямую отсылку - две высокие стены мрачно-серого и безжизненно белого цвета. Стены периодически надвигаются, словно очерчивая очередной этап в этой жутковатой истории. В те моменты, когда открываются ворота в одной из стен, появляется какое-то жутковатое ощущение, настолько затягивающей кажется приоткрытая пустота, словно омут или тот пруд, в который в финале бросится Катерина Львовна, увлекая и Сонетку.

Хор Туминаса в данном случае оказался балетом. Анжелика Холина сумела создать забавный симбиоз классического балета и contemporary dance. У меня лично он вызывал ощущения встречи с бесами - такие веселые и располагающие к себе бесы, которые попутали бедную Катерину Львовну, в общем-то изначально женщину незлобивую, и закрутили ее в свой круговорот. А потом точно также запудрили мозги и жителям Мценска, завлекли на свадьбу, усадили за стол рядом с собой, даже попа толкнули в комплименты пуститься и ручки целовать.

И все же вся привычная картинка Туминас-Яцковис-Данилова была интересна взгляду. Все оттенки серого, с глубоким притягивающим взгляд бирюзово-малахитовом цветом платья Катерины Львовны. Мрачно-грустно-глубоко. В сцене этапирования картинка была настолько депрессивна, что полностью совпала с моим представлением ада, вечного уныния и беспросветной тоски... Серые очертания мерно раскачивающиеся. Кажется, что никогда это не закончится и в этом весь ужас...

Пели хорошо, драматическую основу держали прекрасно… Мария Лобанова показалась мне очень органичной Катериной Львовной, драматична и решительна… Очень колоритный свекр (Андрей Гонюков)…

И еще я таки нашла то, что меня удивило. Мои личные ассоциации с постановкой Гинкаса - те же спины в шенелеподобных пальто, уходящие вглубь сцены, деревянные балки, и даже актер Олег Долгов, исполняющий партию Сергея, мне напомнил Балалаева… Может быть Мценск был в Литве?...

ГАБТ, Туминас

Previous post Next post
Up