Мастер-класс Жорди Саваля в Зарядье

Feb 26, 2020 23:14

Начало концерта в 10 утра праздничного дня многие из моих знакомых сочли актом немилосердия со стороны организаторов, а мою решимость пойти приняли то ли за геройский поступок, то ли за некую необъяснимую странность. Признаться, мне и самой было сложно принять перенос концерта с субботы в 14 на воскресенье на 10.


Возможно, при другом составе, цене билета, формате концерта я бы и отказалась от посещения. НО! Это был концерт в формате мастер-класса маэстро Жорди Саваля, музыканта уникального, крупнейшего специалиста по барочной музыки в аутентичном исполнении.


Впервые я узнала о Маэстро Савале в 2008 году, когда он приехал с музыкантами своего коллектива Hespèrion XXI по приглашению организаторов фестиваля Декабрьские вечера. На удивление на этот концерт тогда билеты можно было купить совершенно свободно… Спустя год - почти нереально, еще спустя год на концерте в рамках Пасхального фестиваля в БЗК были заняты все проходы, одно из самых впечатляющих столпотворений в зале когда-либо виденных мною.

И вот в «Зарядье» Маэстро дал мастер-класс для музыкантов ансамбля Pratum Integrum. Концерт в таком формате - мероприятие познавательное из разряда приоткрытых завес, раскрытия тайн и приглашения к сопричастности создания музыки, обсуждения ее концепта. То, что музыка концептуальна, что взгляд и мироощущение исполнителей может изменить настроение, образы, я в общем-то догадывалась, но не ожидала, что это может быть так ощутимо, осязаемо, осознанно для меня, как для слушателя «весьма среднего уха».
В начале музыканты исполнили одну из сонат Телемана. Маэстро похвалил, затем спросил, почему расположение музыкантов именно такое и… пересадил-переставил. Попросил сыграть пару фраз. О! ну что за фокус! От перестановки изменилось настроение полностью - на смену спору/диалогу между скрипкой и виолончелью, расположенными первоначально «по флангам», пришел мир и гармония вокруг некого центра. Всего-то потребовалось поместить виолончель в центр, а альты и скрипки расположить симметрично от нее к флангам.

Затем были разборы отдельных фраз, диалогов, перекличек. Маэстро просил сместить смычок то в вверх по струнам, то вниз; добавить в строгое легато немного ритма (серцебиения) или наоборот убрать нерв; «сгладить» конфликт двух скрипок или акцентировать их диалог. В какой-то момент Маэстро спросил: «Вы видите музыку?» Один из музыкантов ответил про образы, я и сама подумала о том, что смогла бы ответить и мой ответ был тоже про образы, Маэстро Жорди Саваль сказал, что он имел в виду не это, а линию музыки, ее направление, концепт. Нарисовал линию в воздухе. И мне сразу же стало понятно, что музыка идет именно по этой линии. Удивительно… у музыки есть не только образ, но и «внешность»… Кто бы мог мне еще об этом сказать… Еще удивительно, что при всем масштабе своей известности и авторитета, Маэстро удивительно деликатен и доброжелателен, он не давит на музыкантов и зрителей, а очень осторожно открывает новый мир, какой-то параллельный мир музыки. Мир, который всегда был рядом, но ты не додумался, не осмелился зайти в него ранее…








Музыка

Previous post Next post
Up