У этого спектакля были все шансы лично мне не понравиться категорически
и... ни одним из этих шансов спектакль не сумел воспользоваться, напротив все квн-ное, аляповато-балаганное и даже порой бородато-анекдотное в результате сложилось в такой стильный калейдоскоп высокой театральности с полным, почти детским, вовлечением в действие.
Я смотрела спектакль и не было ни малейшей возможности переключиться со спектакля как такового на приемы, идеи, концепты, технологии. То есть, конечно, опыт какого-никакого театрала иногда позволял переключить внимание на то, чтобы заметить и быстро-быстро оценить, как это все сделано (КАК!!!! это сделано!!!), но эгоистичные эмоции почти тут же возвращали внимание к действию, настаивая на полно-простодушном восприятии, таком же, наверное, как и у зрителя какого-нибудь площадного театра много лет назад. И получилось, что где-то краем глаза в фоновом режиме я успевала оценить и невероятно изобретательные костюмы с имитацией "тряпья", и маски из папье-маше, которые скрывали лица, и за ними и за измененными голосами не получалось угадать актеров (а они ведь в начале спектакля вышли к нам в анфас), и атрибуты, но все это так и пролетало в сознании по касательной. Основным же было действие, сказка, которая смотрелась почти как в детстве - на эмоциях.
На таких спектаклях и понимаешь, что не важно ЧТО, а важно КАК... В данном случае "КАК" означало совершенно потрясающую стилизацию под выступление труппы бродячих комедиантов на какой-нибудь небольшой площади. Пространство внутреннего дворика театра, в котором спектакль играется, здорово поддерживает эту идею. И в целом было настроение какой-то невероятной театральной соборности, непрерывности потока жизни и (в хорошем смысле слова) постоянства в любви человека к развлечениям. Имитация балаганного театра была естественной и непосредственной, настолько, что актеры и переодевались рядом со сценой, и давали реплики в зал, и часть эффектов были очевидны и казались простыми в исполнении (создание ветра в волосах, драки и трюки) и все же время от времени удивляли неожиданными выпадами, реакциями, вовлеченностью со скамьи запасных (актеры, не задействованные на сцене, сидели рядом и казалось, что они точно так же, как и мы, зрители, смотрят спектакль и следят за его развитием). И, наверное, это самая сильная сторона спектакля - показать спектакль так, как-будто он является импровизацией.
А еще было сложно оторваться от актеров, который исполняли звуковые эффекты - мало того, что они менялись друг с другом почти незаметно, чтобы выйти на сцену и исполнить свою роль, так еще и для создания звуковых эффектов использовали всякие неожиданные приспособления (трещетки, стучалки, шумелки - даже и не знаю, как это назвать). И в целом создание звуковых эффектов было отдельным мини-спектаклем в спектакле. И по счастью, я сидела так, что мне удавалось подглядывать, как же это все делается... Но повторюсь, степень вовлечения в спектакль была такой, что было сложно следить за реализацией, и от этого так сложно писать о спектакле. Собственно, кроме того, что этот спектакль - огромная удача в московском репертуаре, и сказать-то нечего. И я совершенно счастлива, что все так удачно сложилось - и спектакль, и настроение от него, и потрясающая погода, которая на каких-то полтора часа все смешало в моей голове - в каком веке, в каком городе я была?