Летов. Дурачок. БТК

Jun 17, 2019 19:20

«Надюха, может быть ты с нами и Летова послушаешь?» - я улыбнулась и… не отказалась. Мои одногруппники-физики-отчасти-лирики решили взять меня на слабо, но промахнулись - в обморок я не упала. Да-да, не консерваторией единой и слова, которых нет, я знала. Мальчишки спрашивали меня, нравится ли мне, а я имитировала улыбку Моны Лизы и ничего не отвечала.

Потом несколько лет спустя я шокировала как-то коллег-программистов, процитировав невинную строчку «Лоботомии», и снова спряталась за улыбку в стиле Моны Лизы - совпадение или знаю песню, и до конца ли знаю, пусть сами догадываются - а я снова побежала в свою консерваторию...

Потребовалось удвоить свой возраст, увидеть в афише одного из любимейших театров премьеру спектакля с давно забытой фамилией, изменить планы и приехать в Питер на день раньше - на спектакль, чтобы понять и почувствовать всё по-другому, чтобы разглядеть, расслышать в Летове, в его лирическом герое, не столько провокационное поведение, сколько пронзительный крик души остро чувствующего человека...

Зрители входят в зал и видят включенные телевизоры с холодным по-телевизионному черно-белым подрагивающим блеском технической сетки на экранах. Актеры сидят спиной к залу и вглядываются в эту "советскую" сетку телевизоров - ТВ предпочитает технический перерыв, развлечения надо дозировать, и нет места в этой сетке вещания для странной и провокационной поэзии мальчишки из Омска.

Вдоль сцены разложены брусчатые полотна, которые по ходу спектакля превращаются, то в танцпол, то в ступени, то длинные столы (практически поминальные, впечатление усиливается, когда на них укладывают гитары)...

В начале спектакля выходит мальчик-конферансье аккуратный и взъерошенный одновременно, начинает громко и с выражением читать одно из стихотворений, стихотворение подхватывает слегка растрепанный пионер и... дальше стихи и песни звучат то так похоже на авторское исполнение, то совсем по иному. Молодые актеры не боятся казаться ни смешными, ни страшными, ни странными, они пытаются постичь и передать мир героя Летова. А герой-то в их исполнении оказался интересным и часто не гротекстным, а трогательным, и в общем-то мне незнакомым, хотя многие строки так и вырывались из памяти и шли в моей голове в унисон с тем, что я слышала со сцены. Глядя на растрепанного пионера-переростка среди героев спектакля, я подумала, что по сути герой Летова - это Вовочка своего времени, герой многочисленных анекдотов, который хочет быть искренним и прямым, и оттого вечно попадает в неловкие ситуации - люди не хотят называть вещи своими именами, особенно если имена натуралистичны...

Простодушие, с которым герой Летова высказывает свои суждения, причисляет его разряду дурачков. Дурачок - герой русского эпоса. Дурачок - так называется одна из песен Летова, таким выбран и подзаголовок спектакля. Бытует шутка, что есть два типа дураков - те, которые говорят все, что думают и те, которые не думают что говорят. Обычно это одно и то же, но просто дело во взгляде - изнутри или со стороны... Но это так невыгодно и непросто говорить все, что думаешь. Это чревато... последствиями. И в целом спектакль получился невероятно грустным, практически реквием по одному из советских поэтов, глубина стихов которого до меня дошла только сейчас... 20 лет спустя...

Перед спектаклем Руслан Равильевич сделал вступительное слово, заметил, что не хочет, чтобы спектакль считали продолжением трилогии о поэтах, но надеется, что он станет началом чего-то нового в БТК... Пожалуй, хочу и согласиться, и поспорить... Пусть это будет продолжение традиции драмо-поэтических спектаклей, но новый цикл.
По ходу спектакля меня снова, как и на Бродском не покидала мысль, что такой глубины и проникновенности спектакль стал возможен именно в театре кукол, актеры (пусть и начинающие, а спектакль поставлен именно студентами Р.Р.Кудашова) которого знают как объединить мир реальный с миром эфимерным, ведь именно на границе реального и вымышленного чувственного мира живет лирический герой настоящего поэта, где мысли высказываются метафорично, а не прямо...

Уже после спектакля решила почитать википедию о Летове... и обнаружила, что первый концерт Летова был в общежитии моего института. И я разминулась с ним всего-то лет на 10, но наверняка из моих преподавателей кто-то был там, вот она теория трех рукопожатий...

БТК, Кудашов

Previous post Next post
Up