Васса. Театр им.Моссовета

Nov 11, 2018 23:12

Буквально недавно, читая у блогоприятеля jeanix отзыв на спектакль «Васса» в театре им.Моссовета, я призналась, что боюсь этой пьесы. Но сам отзыв, дискуссия потом и приглашение от сообщества moskva_lublu как-то так удачно совпали по времени и пришлись к настроению, что я оказалась на спектакле, который изначально смотреть не собиралась.

То, что спектакль поставлен по «объединению» двух версий пьесы Горького я знала, но перед спектаклем не стала уточнять, в чем же была разница у Горького. Узнала после спектакля, о чем ни капельки не пожалела, ибо незнание порождало дополнительный интерес - разница в героях, характеры вроде бы те же, но трактовка неожиданная по сравнению с тем, что я знала и, признаться, не любила. Впрочем, такая неожиданная версия истории и интерпретация Вассы Железновой заставила меня посмотреть и на «растиражированную» в моем советском детстве историю по-другому, и если не примириться с главной героиней, то хотя бы попытаться посмотреть на нее с другого угла зрения.

Большая семья Железновых. Разрозненная и не дружная, все ждут кончины главы. Никто не думает, что будет с делом, все ждут наследства, все неладно и нескладно… Мысли Вассы о деле и как все уладить, сохранить и приумножить… Мысли ее детей как дождаться наследства и закутить новую свободную жизнь, иллюзорные мечты…

Действие проходит в гостиной, сохранившей остатки былой роскоши в убранстве, но уже порядком запущенной, от того неуютной, мрачной и не оправдывающей своего назначения - гостей здесь не ждут. Декарационно это решено просто - стена, обитая темными обоями, до потолка, двери-вертушки в дом, две ширмы, стол, несколько стульев, лестница, с которой нисходит Прохор Железнов. Собственно, все утилитарно и сдержано, некогда добротно, но уже мрачно… На этом фоне вполне естественно и органично смотрится Васса (В.Талызина) в своем наряде, похожем на монашеский. Ее же дети смотрятся инородно - их наряды выполнены в аляповато-лубочной стилизации купеческой одежды. И даже во втором отделении, когда семья по ходу действия носит траур, костюмы выполнены вычурно и аляповато.



Фотография с сайта театра им.Моссовета

Где-то за пределами гостиной, за дверями-вертушкой, проходит жизнь всего дома Железновых и всех его обитателей, в гостиной же мы наблюдаем их встречи, споры, переживания, разногласия, исповеди. По ходу действия я все время думала, насколько же актуально звучит Горький, насколько всевременные произведения он написал. Еще думала, что наконец-то доросла до его «Вассы Железновой»…

Замечательно составлен актерский ансамбль. Когда спектакль только был поставлен многие (и я не исключение) думали, что слишком поздно пришла роль Вассы к Талызиной, но с первых же минут появления актрисы на сцене, я изменила свое мнение. Васса в исполнении Валентины Талызиной спокойна и уверена, кажется она говорит ровным, тихим и спокойным голосом, даже не сильно интонируя, но за каждым ее словом непререкаемый авторитет, никто не смеет ей перечить. Еще удивительно то, что кажется, что актрисы не так и много в действиях, и в то же время она, как и ее героиня везде!
Дети Железновых «состарены» таким образом, чтобы семья выглядела органично. И то, что дети в спектакле несколько старше своих литературных прототипов, еще больше заостряет конфликт. Это уже не просто юные лентяи, это законченные иждивенцы, мечтатели, увы, так и не повзрослевшие, ибо так и продолжают обвинять мать в неудавшейся жизни, вместо того, чтобы взять и начать жить своей реальной жизнью, а не иллюзорными мечтами, привязанными к ожиданию отцовского наследства.



Фотография с сайта театра им.Моссовета

Спектакль удивительным образом стилистически выдержан и сбалансирован по настроению. Не то, чтобы он ровно и спокойно проходит, как раз наоборот - в спектакле есть взрывы эмоций, доведенных до уровня истерики, и смешные моменты, и моменты, когда от ужаса вжимаешься в спинку кресла, но все настроения настолько гармонично сменяют друг друга, что в целом остается ощущение глубокой постановки о вечных вопросах взаимоотношений, мира и лада в семье (а вернее ссор и разлада), противоречий между ответственностью за общее делом и личными интересами, личными убеждениями. Самым неожиданным ходом, пожалуй, стало то, что это… музыкальная постановка - в спектакле много песен, исполненных актерами под аккомпанемент небольшого оркестрика. Песен в спектакле много, они задают несколько разудало-кабацкий настрой, формируют характеры героев, их нрав и настроения, а в результате служат отличным противовесом нерву взаимоотношений и ужасу распада семьи в целом и отдельных ее членов.



Фотография с сайта театра им.Моссовета

Очень сильно прозвучал заключительный монолог Вассы. Актриса снимает очки, капор и становится вдруг совершенно беззащитной. Она говорит о том, что не уповает на суд людей, но Божий, что Божья матерь ей будет защитницей. В этом монологе было столько веры, столько веса, что я подумала, а ведь и правда, я всегда судила Вассу извне, не понимая, что часто мать действительно знает, что именно надо для ее детей важно. И в этот момент я впервые начала понимать Вассу. Именно в этот момент я начала ей сочувствовать, насколько же это было непросто совмещать свой материнский долг и долг перед семейным делом. Правда, в спектакле все же дана лайт-версия истории. Но то, как она представлена, вызвало у меня новый интерес и к обоим вариантам пьесы, да и в целом к творчеству Горького.

Спасибо за приглашение театру им.Моссовета, сообществу moskva_lublu и лично pamsik.

moskva-lublu, Театр им.Моссовета

Previous post Next post
Up