29 января 1945 года

Jan 29, 2022 15:36

Везёт мне на обычные дни, вот и сегодня, 29 января в 1945-ом не было особых значимых событий, если не считать, что солдаты и офицеры Советской Красной Армии шли по немецкой земле. До капитуляции Германии оставалось чуть больше трёх месяцев.



Советские танки в немецком городе Кюстрин после боя. Январь, 1945 год. Фото: архив "ИХВЕСТИЯ"/Ю. Чернышев

В 1945-ом в этот день умер от голода в концлагере Терезин в Чехии немецкий гимнаст, чемпион первой Олимпиады (1896) - Густав Флатов.

Родились Ибрагим Бубакар Кейта, малийский политический деятель, премьер-министр Мали (1994-2000), президент Мали (2013-2020) и Том Селлек, американский актёр. Наиболее известен по главной роли в телесериале "Частный детектив Магнум", принёсшей ему премии «Эмми» и «Золотой глобус» в 1984 году.

Давайте посмотрим, о чём писали в своих дневниках люди, о чём думали, чем занимались...

Василий Чуркин. 43 года: Въехали в город Гинденбург. Германия. Земля была покрыта нетолстым слоем снега. Все население города находилось в домах. Остановились около дома на дороге. У пушек оставили часового. Пошли в дом согреться. Заходим в пустые комнаты, но там было холодно. Одна комната оказалась запертой. Стали стучать в дверь, ее долго не открывали. Но вот дверь открылась. Комната небольшая. Две кровати. На одной из них спали двое детей и с ними рядом лежала их мать, она не спала. На другой кровати лежал немец - мужчина лет 30-35. Он приподнял голову, подперев правой рукой ладони подбородок, опираясь локтем о подушку. Он и его жена, вероятно, были так напуганы, что все 30-40 минут нашего пребывания в их комнате держались в застывшей позе в оцепенении без движений. В их лицах был испуг, страх как у обреченных на казнь. Мы вышли из их комнаты и поехали дальше по улицам города. Остановились у красивого, можно сказать, шикарного дома. Вошли в подъезд. Впереди комвзвода Шпаковский, с ним я и рядом наш переводчик солдат Дегтерев, белорус. Он был на оккупированной немцами территории два года и за это время научился говорить по-немецки. Встретил нас хозяин (внешне вежливо) молодой 30-40 лет интересный мужчина и его еще очень молодая, но полная, высокого роста симпатичная жена. Он был крупным чиновником, жена, вероятно, домашняя хозяйка. Две молоденькие дочери гимназистки. Их квартира, довольно большая, занимала первый и второй этажи. Квартира обставлена очень уютно: дорогие ковры, шикарные занавеси, ценная мебель. Паркет полов, старательно натертый, отражал, как зеркало. На втором этаже, видимо, жили девочки. У стены стояло пианино и хороший туалет. Мне вместе с пятью ребятами нашего взвода пришлось переночевать на втором этаже. Расположились на полу на блестящем паркете. У меня осталось в памяти, ярко запечатлелись кляксы растаявшего снега с наших сапог на паркете. Такие лужицы, болотца. Мне и сейчас как-то неловко, вроде бы стыдно.

Михаил Коробейник. 21 год: Обнаружили силуэт транспорта и сблизившись с ним стали выходить в атаку, - но впоследствии оказалось, что это была ловушка. По нам она стреляла из автоматов, после чего пл погрузилась. Вызванные «ловушкой» катера стали искать нас аздиком [гидролокатором - Прим. ред.] и сбросили 6 глубинок. В то время, когда пл лежала на грунте, над ней проходили тральщики и сторожевики. Всплыли в 20:00, но в связи с тем, что бушевал шторм с силой 8 баллов в 21:07 пришлось снова погрузиться и лечь на грунт.

Эра Мундецем. 18 лет: Получили письмо от Софьи Марковны из Киева. Письмо далеко не радостное. Пишет о разрушенном Киеве о том, что тяжело, о том, что она не хочет больше жить в Киеве.
Была в Москве, ходила по московским улицам и думала, как счастлив был бы каждый из нас на ее месте.

Понемногу народ все-таки уезжает. А у нас все также безнадежно.

Любила я Софью Марковну и Риту Зиновьевну. В связи с ними Томск буду вспоминать с удовольствием.

Прокопий Аншуков. 24 года: Вот она какая, Пруссия. Чего только нет. Как же они гады котовали - чего же они еще хотели. Теперь все преклоняются перед нами. Живые гады ушли, оставив все неживое и мертвое. А жрем как? Только без водки. Вспомнить есть о чем. Сегодня написал всем письма.

Григорий Еланцев. 38 лет: Проехали город Конев. Какая-то речка. Отступая, немец взорвал мост. Нетерпеливые танкисты бросились переправляться по льду и провалились под лед. Торчат в полынье стволы орудий. Так погибли еще два танка. Экипаж наверняка тоже погиб. Наши трактора и орудия прошли благополучно.
Движемся по дороге на Познань. Два раза немецкий истребитель пролетел низко-низко, немного левее нас. Думали, что он приведет бомбардировщика, но все обошлось.

По дороге то и дело встречаются стоптанные нашими танками автомашины - легковые и грузовые, повозки со скарбом. Вот подбежал солдат к повозке и хватил ножом перину - разорвал. Полетело перо, гонимое ветром. В колонне смех: потеха!

Приехали в местечко Сважиц, в десяти километрах от Познани. Расположились ночевать. Добыли жратвы в помещичьей усадьбе, нашли аккумулятор от автомашины и провода с лампочкой от фар. Поставили в помещении.

- Да будет свет! - сказал Шунайлов. Окна наглухо закрыли, чтобы не было видно света.

Мария Васильчикова. 28 лет: Понедельник. Начала работу в люфтваффен-лазарете. Раньше эта больница называлась Кауфмэнишес Шпиталь (Госпиталь купечества). Все было бы хорошо, но она находится на холме позади парка Тюркеншанцпарк в 19-м районе, а это почти за городом. На трамвае туда ехать и так целый час, а тут еще нынешняя мучительная медлительность всякого транспорта: улицы то изрыты воронками от бомб, то занесены снегом. Приходится вставать в шесть утра.
Работаю одной из двух ассистенток во внутренней амбулатории, где мой начальник д-р Тимм принимает около 150 пациентов в день. Это включает различные обследования, рентген и т. п. Он диктует мне свои заключения. Он родом из Кенигсберга и довольно остроумен, хотя и язвителен. Мы работаем до 7 или 8 вечера с получасовым перерывом на обед, каковой состоит из совершенно омерзительного супа.

Сита Вреде (она-то и устроила меня на эту работу) работает хирургической сестрой; она занимается этим почти с самого начала войны, и по сравнению с нами она ветеран: она еще до этого прослужила года два медсестрой во время гражданской войны в Испании. Мне легче оттого, что она поблизости, но она расстроена, что меня назначили не в ее отделение, и утверждает, что это было сделано намеренно, «потому что они не хотят, чтобы мы, аристократы, работали вместе»! Однако она будет приходить ко мне каждое утро и приносить бутерброды, так как имеет доступ к специальным продовольственным припасам для раненых. Кроме того, она будет доставать мне молоко - по детской бутылочке в день, так что несмотря на изнурительную работу и переутомление, я надеюсь, что буду хорошо себя чувствовать. Подумать только: уйти из Министерства иностранных дел в Берлине, причем под предлогом болезни, и вдруг оказаться здесь, где приходится работать с гораздо большим напряжением, чем я когда-либо работала там. Ну ничего, это даже лучше: не будет времени думать...

Сита начала знакомить меня с персоналом и пациентами. Самые тяжело раненные лежат в так называемой Kellerstation [подвальной палате], на самом деле она находится не совсем под землей, но обеспечивает больным относительную безопасность во время налетов, ведь они нетранспортабельны. За этой особой палатой закреплены трое из наших лучших медсестер, в том числе одна очень славная девушка по имени Агнес, родом из Вестфалии. Мы с ней уже подружились. Другая девушка, довольно некрасивая, по имени Лютци, помолвлена с молодым лейтенантом люфтваффе, которого, беднягу, привезли сюда две недели назад: у него оторвало обе ноги во время тренировочного полета. А до этого у него за всю войну не было ни царапины. Его зовут Хайни, он хорош собой, ему около тридцати, но у него уже седые волосы. Хотя они с Лютци влюблены друг в друга, им нельзя этого показывать, так как личные отношения между сестрами и ранеными запрещены.

А чем для вас запомнится сегодняшний день?

[Spoiler (click to open)] 4 декабря 1920 года
11 декабря 1925 года
18 декабря 1902 года
25 декабря 1910 года
1 января 1922 года
8 января 1934 года
15 января 1937 года
22 января 1942 года


___________________________________________________________

Пост написан в рамках проекта Один день одного года.
Годы беру произвольно, а потом иду смотреть календарь. Ничего не подбираю и не подгоняю. Можете предлагать год, что будем смотреть через неделю.
#10постовпроекта #остаёмсязимовать

#остаёмсязимовать, XX век, история, судьбы, #10постовпроекта, 90днейзимы, войны

Previous post Next post
Up