Про тамплиеров и женщин...

Jan 23, 2021 13:12

Давно не было в моём журнале историй про древние древние времена... Не писалось ни по одной из тем. И вот наконец совпало. Нашла интересный материал и время)

В этот раз речь пойдёт про отношения тамплиеров с женщинами, а точней к женщинам... Предупреждаю, что букв много)



гравюра Г. Доре к песне XXXI, где изображено видение Девы Марии

Надо сказать, что наши рыцари делили женщин на две категории: обычные женщины-грешницы и святые женщины. И ко второй категории тамплиеры относились с великим уважением, почтением и любовью, тогда как официальная линия ордена ничего подобного не допускала к обычным женщинам.

Концепция военного ордена не допускала участия в нем женщин. Напомню, что первоначальная роль рыцарский орденов заключалась в защите паломников, путешествующих по святым местам Иерусалимского королевства. Их войска состояли из конных рыцарей и пехоты. Женщины же не могли быть рыцарями. И даже если дамы иногда сражались на равне с мужчинами, например, при защите крепости, то сражались они обычно только пешими. Вот такая дискриминация была в Средневековье.
Но мусульманские источники отмечают присутствие женщин среди пехоты крестоносцев, да и в христианских в то же время упоминается о боевых помощницах, приносящих воду воинам. И первоначально орден Госпиталя имел сестринский дом для женщин, который заботился о женщинах-паломницах, но это не стало частью более позднего военного ордена.

К слову сказать, некоторые военные ордена принимали женщин. У госпитальеров, например, было несколько женских домов, но в отличие от мужских домов были в основном закрытыми учреждениями. Тевтонский же орден также принимал женщин, но только как сводных сестёр, которые были скорее обслуживющим персоналом, чем полноправными членами ордена. А вот орден святого Иакова из Компостеллы, в целом испанский орден, принимал женщин как полноправных членов со своими мужьями. Как видите у каждого ордена было своё видение и отношение к слабому полу)

И даже если тот же орден Госпиталя принимал женщин в качестве полноправных членов, правила для мужских домов предостерегали братьев от общения с женщинами. Им запрещалось разрешать женщинам мыть им голову или ноги, а также заправлять кровати. А у тамплиеров было намного жёстче и серьёзней. Братьям не рекомендовалось целовать своих матерей, сестёр, тётушек или любых других женщин... И это в то время, когда поцелуй был обычной формой приветствия, эквивалентом рукопожатия в наши дни. Да и в сам орден женщин вроде как не допускали, согласно латинском уставу, составленному на Соборе в Труа в 1128 году, когда орден Храма получил официальное признание. При втором магистре между 1139 и 1147 годами устав был переведен на французский язык и был подтвержден запрет на членство женщин:
Компания женщин - вещь опасная, в компании с женщинами дьявол многих сбил с правильного пути в рай. С этого времени дамы не должны приниматься как сестры в доме Храма по той причине, дорогие братья, что с этого времени этот обычай не должен быть практикой, чтобы цветок целомудрия мог вечно находиться среди вас.

Но в течение всего 12-го века некоторые женщины все же принимались в орден. В 13-ом свидетельств подобного становится меньше, но всё равно к началу 14-го века такая практика сохранилась, по крайней мере, на местном уровне. Так, в 1133 году некая Азалай, женщина из Руссильона, отдала себя и своё имущество в распоряжение Храма, чтобы служить Богу под послушанием находящимся там хозяевам, потому что она хотела быть нищей для Христа точно так же, как Он был беден для неё. Очевидно, что Азалай присоединился к ордену, но, что интересно, пять лет спустя дом ордена в Ришеренше отказал в приёме другой женщине, которая хотела присоединиться к своему мужу и сыну. Хотя Хью де Болботоне и его сын были приняты, магистр Храма посоветовал женщине оставаться в семейном доме, а позже посоветовал присоединиться к сообществу женщин. Вот так вежливо дамам указывали их место у плиты)

Другие дома были не столь скрупулёзны. Так в 1170 году в Руэрге некая Лауренса и двое её сыновей были приняты в дом. Согласно картуляию французского монастыря Соммерё, в 1172 году Роберт Хардельс и его жена оставили свою собственность и решили присоединиться к обществу тамплиеров. А в 1178-ом был записан рыцарь Юдес де Пичанж как сделавший пожертвование дому Храма в Тильшатель, в епархии Лангр, на упокоение души своей матери, которую братья указанного дома приняли в качестве сестры.

Между 1189 и 1193 годами некая Джоанна, жена Ричарда, рыцаря из Чалфилда в Уилтшире, решила по благодати Божьей подчинить себя власти Храма. Во избежание скандала она дала обет целомудрия в присутствии архидьякона Азо. К тому же она была уже старухой. Правда осталось неясным, действительно ли она была принята в дом ордена или осталась дома со своим мужем. Алан Фори также отмечает три примера с женщинами в Испании, которые присоединились или предложили присоединиться к ордену. В частности, некая Беренгария из Лораха, которая в 13-ом веке появляется как soror, то есть полноправная сестра, каталонского дома Барбары. Её имя фигурирует в списках свидетелей среди братьев, и она записана как дающая совет командору дома.

Другая женщина-тамплиер упоминается в доме храмовников Мосбруннен, вероятно в 1310 году, то есть уже после ареста французских тамплиеров. Хозяин этого дома, брат Джон, написал, что сестра Адельхайд, чтобы лучше служить Богу, выбрала постоянное проживание в доме Храма на всю оставшуюся жизнь. Однако из-за телесной слабости сестра не смогла вынести жизни по уставу. Тогда с согласия епархиального епископа Филиппа, епископа Айхштадтского, магистр устроил для неё переезд в отдельный дом с передачей ей различной собственности. Правда в данном случае хорошо виден настоящий мотив этого маневра и вполне понятен. Если орден переживёт текущий кризис, то после смерти Адельхайд её имущество вернется к ордену. Но если орден будет разрушен, то тогда собственность перейдёт к хорошему другу ордена епископу Эйхштадта... И получается, что имущество всё равно останется за орденом, так или иначе.

На первый взгляд кажется, что примеры разрозненные. Но во время суда над орденом во Франции брат Понсар де Жизи, прецептор Пейнса, назвал приём женщин в орден установившейся и обычной практикой. И сетовал на то, что сёстры подверглись жестокому обращению со стороны руководства. И вот тут возникает вопрос: Если сёстры в ордене тамплиеров были обычным явлением, то почему нет записей об их арестах в 1307 году? Возможно потому, что сёстры-тамплиеры не имели юридического статуса в ордене. Возможно, их принимали, потому что они и их мужья были покровителями или донатами ордена, от которых зависело его выживание. Религиозному ордену было трудно отстаивать свои принципы вопреки желаниям своих покровителей. Деньги рулят во все времена)

Пример Беренгарии Лорахской и жалобы брата Понсара указывают, что сёстры жили в одном доме наравне с братьями. Есть ещё доказательства, которые следует учитывать. В 1272 году епископ Эберхард Вормский передал распоряжение о владении и управлении поместьями женского монастыря Мюлен и обязанности по содержанию женщин. Он, очевидно, не видел в этом ничего неправильного, считая братьев наиболее надёжными людьми для выполнения этих бязанностей.

Вполне возможно, что пункт устава, исключающий женщин, был добавлен архиепископами, епископами, аббатами, дворянами и должностными лицами, присутствовавшими на соборе Труа в 1128 году, так как были обеспокоены тем, чтобы этот рыцарский орден не был скомпрометирован связью с женщинами. Рыцари, как известно, хорошо были знакомы с прекрасным полом, а вот монахи не должны были. Но esgarts (решения орденского суда) указывают на то, что держать братьев ордена подальше от женщин всегда было тяжелой задачей. Во время суда над орденом один брат отрицал обвинение в гомосексуализме, ссылаясь на то, что всегда мог получить красивую женщину, когда хотел, и что они у него часто бывали. Он добавил, что по этой причине братьев ордена часто изгоняли из своих домов. А в Фамагусте на Кипре говорили, будто тамплиеры утверждали, что ни одна девушка не является женщиной, пока не переспит с тамплиером...

Интересно, что посторонние не критиковали тамплиеров за такое поведение. А в Песне о любви Гонтье де Суаньи, написанной в начале 13-го века, орден был представлен как подходящее место уединения для человека, который был крещён любовью. Красиво сказано.)) А в двух романах конца того же 13-го века тамплиеры даже изображались, как сочувствующие любовникам. Как же это было далеко от духа устава...

Но самому тамплиеру - мужчине и человеку, это было близко, написавшему признание в вечной любви к достойной даме в трёх четырехстрочных строфах рифмованных куплетов на чистой странице в конце экземпляра устава тамплиеров. Запись датируется концом 13 или началом 14 века, и устав, похоже, происходит из северной Франции, возможно, из дома тамплиеров в Дурже. Поскольку только прецептор, то есть начальник дома тамплиеров, имел право хранить устав. Вероятно, он и развлекался, сочиняя стихи на любимую литературную тему того времени, в которых он благодари любовь за то, что отправила его в путь:
чтобы я мог отдать ей сердце и тело без возврата, вам, достойная леди .

Было ли это написано исключительно для развлечения, или на свете действительно существовала достойная дама вне дома? А может прецептор обращался к какому-то идеалу духовной женственности, как пророчица Дебора, обращенная проститутка Таис, святая Евфимия Халкидонская или Пресвятая Дева Мария? Это были женщины, добродетели которых были известны братьям и культы последних двух продвигались в ордене. И интересный момент, братья, похоже, не проявляли особого интереса к святым мужчинам, даже к военным святым, таким как Георгий или Себастьян.

Дебора упоминается в Книге Судей. Но Библия очень мало говорит о ней. Однако, когда Книга Судей была переведена для ордена Храма в Англии в третьей четверти 12-го века, переводчик, который не был тамплиером, добавил несколько деталей, чтобы объяснить сложные моменты и сделать текст более интересным для его читателей. Он настаивал на том, что Дебора была благочестивой, мудрой, хотя этого не было в латинском тексте, добавляя, что она намеревалась освободить народ Божий, чего опять же не было в латинском тексте. Похоже, он ожидал, что его слушатели проявят к Деборе особый интерес. Так же он отметил, что одобряет тот факт, что дочь Иеффая умерла девственницей, хотя сама она оплакивала свою преждевременную смерть. Целомудрие следует приветствовать!

Житие святой Таис было популярной легендой в Средние века. Версия её жизни написана анонимным поэтом для Генри д’Арси, прецептора дома тамплиеров в Брюэре (Линкольнши), в 1161-74 годах, и сохранилась в двух рукописях. Это краткая версия жизни Таис, в которой отсутствуют подробности, но нельзя не задаться вопросом, как этот рассказ о покаянии грешницы может быть уместен для прослушивания, как они утверждали, святых мужчин, не интересующихся женщинами? Поэт оправдывает свою тему, объясняя в конце своего стихотворения, что как Таис получила прощение грехов после покаяния, так и все смогут...

Орден утверждал, что обладает мощами святой Евфимии Халкидонской и Пресвятой Девы Марии что неудивительно. Орден и был посвящён Деве Марии, поскольку её культ быстро набирал популярность в начале 12 века. Да и многочисленные хартии тесно связывали орден с Марией, тамплиеры пропагандировали её культ в Сейд-Найя и утверждали, что она отдыхала на камне, стоящем за пределами их Замка Пилигрим. Святая Евфимия более загадочная. Считается, что её мощи, которые хранились в Замке Пилигрим в Палестине был привезены из Халкидона на Босфоре после Четвертого крестового похода.

В 13 веке орден был связан не только с умершими, но и с живой святой: Хедевигой, женой Генриха I, герцога Силезского. Согласно её Жизни, святая Хедевиг носила туго завязанный пояс из конского волоса на голое тело в качестве епитимьи. Когда он износился, она обеспокоились тем, что не сможет получить другого, но один тамплиер пришёл ко двору и преподнёс ей ещё один в подарок. Как мог тамплиер дарить женщине подарок, если устав запрещал ему даже приветствовать её? Или святые женщины не были женщинами в понимании этого устава? Вопросы, снова вопросы)

Руководство ордена Храма имело традиционное монашеское отношение к женщинам и рассматривало женщин как потенциальных осквернительниц братьев. Однако жизнь вносит свои коррективы и, приведенные выше свидетельства, хотя и разрозненные, позволяют предположить, что братья относились к женщинам более светски. Они были готовы уступить давлению со стороны своих покровителей-мирян и принять женщин в полноправные члены ордена, а в одном случае даже взять на себя ответственность за женский монастырь. Свидетельства также указывают на то, что, как и мирские рыцари, они были склонны романтизировать женщин и, кажется, предпочитали культы женских святых культам мужским. Однако они, как это было принято в их обществе и классе, были слишком готовы к сексуальной эксплуатации обычных женщин. Это, по-видимому, было принято посторонними как понятное, поскольку тамплиеров критиковали за гордыню и жадность, но не обвиняли в отсутствии целомудрия. До обвинений, выдвинутых против ордена в 1307 году, братья также избегали обвинений в гомосексуализме, выдвинутых против более традиционных монашеских орденов светскими священнослужителями, такими как Джон Солсберийский и Уолтер Мап. Возможно, обвинения 1307 года имели вес благодаря своей явной возмутительности. Но это уже другая история...
#наулицезима #53

средневековье, история, тамплиеры, #наулицезима, наулицезима

Previous post Next post
Up