В связи с представлением Маском своего Neuralink-а попробую порассуждать, что это такое, и чем это грозит.
Для начала несколько фактов.
1) Точное представление информации на глубинных уровнях обработки у человека неизвестно - более того, судя по всему у каждого человека оно индивидуально, и зависит от жизненного опыта, приобретенных знаний и навыков.
2) По этому такая штука сейчас может работать либо на входе в сенсорной коре, либо на выходе - в моторной коре. Можно еще теоретически перехватывать вектор краткосрочной памяти в виде активности в гиппокампе - записывать его и потом воспроизводить, но точная дешифровка такого вектора, вне человеческого мозга будет затруднена или невозможна.
3) Для задач дополнения сенсорной информации разрешение нейролинка в 1000 линий крайне недостаточно - нужно минимум больше сотни тысяч для возможности создания интерфейса аля терминатор. Для управления чем-либо с перехватом сигналов моторной коры тысячи линий может быть достаточно - но там другая проблема - сигналы моторной коры это не единственный путь управления - далее они добавляются более быстрыми связями за которые отвечает мозжечок и он в принципе дает точность и скорость реакции для доведенных до автоматизма движений. Т.е. при перехвате сигналов от моторной коры мы не получим требуемую точность и скорость реакции. Поэтому всякое управление автомобилем с мгновенными реакциями за счет нейролинка тоже вещь не реализуемая.
Но для кое-чего важного достаточно всего несколько десятков линий, и возможности это открывает совершенно огромные. Существуют подкорковые структуры управляющие эмоциональным состоянием и внутренней системой подкрепления-наказания. Они относительно компактны и расположение их у разных людей достаточно одинаково. Известен эксперимент, когда крыса с вживленным единственным электродом в центре подкрепления могла нажимать на педаль возбуждая эту зону мозга, и она жала на педаль до тех пор, пока не умерла от истощения. Т.е. получаем идеальный электронный наркотик, управлять которым можно электронным образом и дистанционно.
Т.к. линки в мозгу ставит электронная машинка - ничего не мешает сделать так, чтобы из 1000 линков несколько десятков пошли в в правильные подкорковые структуры. Нам достаточно иметь связь с центрами влияющими на внутренне подкрепление, наказание, сексуальное возбуждение и центр сна.
Возможности при этом открываются просто фантастические. Давайте помечтаем.
Типичный работяга Вася работает на своем заводе за еду и стандартный вещевой паек - денег он не получает, живет в бараке при заводе. Однако каждый день с восьми до девяти вечера он получает через свой нейралинк стандартное подкрепление за сделанную работу. Для эффективности подкрепление включатся только при созерцании портрета отца нации - условного «Путина». Вася счастлив и работает не за страх а за совесть, т.к. электронная система следит за качеством работы Васи и степень подкрепления напрямую зависит от выработанной нормы. При этом у системы есть не только пряник, но и кнут - за допущенный брак Вася получает не внутреннее подкрепление а наоборот жесточайшее внутренне наказание. Так Вася работает всю жизнь за еду и напор правильных электрических импульсов.
Когда Вася становится стар или увечен - его отправляют на утилизацию в «биореактор». Никакие беспорядки при этом невозможны, т.к. достаточно подать нужный импульс в центр сна - и любой чипированный человек просто заснет. Недостатка в замене для Васи тоже не будет, т.к. правильно чипированные женщины будут рожать столько детей, сколько будет нужно «партии и правительству», от тех образцовых осеменителей, которые оно выберет.
Свой круг пожизненный круг обязанностей «Васи», будут получать еще в детстве. После имплантации чипа и тестирования способностей - каждому будет установлена область деятельности за которую он будет получать подкрепление. За любую несанкционированную. деятельность будет назначаться жестокое наказание. Люди не демонстрирующие правильное поведение будут выбраковываться и отправляться в «биореактор». никакие несанкционированные изменения в такой системе невозможны.
Казалось бы вот оно идеальное общество для «элиты» - толпы дешевых послушных рабов работающих только за еду. Но не все так просто - естественный путь эволюции такой системы - это постоянное расширение доли подключенных к ней людей. Сначала зачипируют бесправное быдло, затем чиновников мелкого и среднего звена. И наконец останутся только несколько неизвестных отцов - бенефициаров данной системы. Которые либо перебьют друг-друга, либо останется только один, который рано или поздно умрет от старости. В результате наступит единственная возможная форма коммунизма, когда все (включая и отца нации) работают на систему за еду и в качестве награды за преданную службу будут отправляться в «биореактор». Это не совсем тот коммунизм, который обычно представляют - извините - другого коммунизма у меня для вас нет.
Такая система в принципе не может изменится и поэтому будет неизбежно деградировать, пока не канет в лету в месте с составляющими ее биороботами - людьми этих существ назвать будет уже нельзя.
Конечно это предельный вариант. Можно действовать гораздо тоньше. Например нейролинк подключенный одновременно к зрительной коре и подкорковым центрам может давать правильную стимуляцию при появлении в зоне зрения определенных объектов. Например, увидел человек портрет условного «Путина» и проникся к нему необъяснимой симпатией, а увидел портрет условного «Навального» и испытал необъяснимое отвращение. Даже такие «мягкие» воздействия могу привести к неисправимым деструктивным последствиям для общества.
А какие открываются возможности для монетизации у создателей нейролинков - Гугл со своей контекстной рекламой станет сразу никому не нужен. Например, посмотрел человек на правильный шампунь - и испытал необъяснимое доверие к марке. Посмотрел на другой - испытал отвращение. В результате все начинают мыться правильным шампунем, а конкурент разоряется.
Все эти замечательные вещи я пишу не для того, чтобы доказать, что новые технологии это плохо, а для того, что бы возникло полное понимание, что пока люди не будут контролировать содержимое таких нейролинков (а в текущей социальной системе это невозможно), создатель нейролинка будет иметь все возможности чтобы контролировать людей, в несомненно большей степени, чем это уже случилось с мобильниками. И последствия такого контроля могут быть крайне печальными.