Незаметная поддержка

Mar 16, 2016 14:05

Одна из моих бабушек жила в Сибири. С раннего детства меня отправляли с мая по сентябрь к ней в городок, который на самом деле самая что ни на есть деревушка большей частью: натуральное хозяйство, выращивание овощей на продажу и скота на бой. Это был солидный кусок моего взросления вплоть до начальной школы.

Местные дети меня в основном не любили: москвАчка. Дружила с девочкой, которая приезжала к бабушке из Норильска.

Бабушка хлебнула.
Она младший ребенок в большой семье. С раннего детства "в людях". Отец репрессирован. Охотск. Магадан. Работала в ледяной воде, разбирая рыбу больше чем она по весу.
Несмотря на болячки и возраст, она почти круглосуточно занималась хозяйством, спала по несколько часов.

Меня тоже приучали к труду: 2 грядки прополоть, всех жуков с поля картофельного собрать, иначе никаких "развлечений". Я в четыре года умела самостоятельно пересаживать рассаду и правильно прищипывать и подвязывать помидоры.
Почти все братья бабушки погибли на войне. Ей было очень тяжело. Два раза замужем. Младший ребенок умер в школьном возрасте. У бабушки сверх высокие моральные принципы. Она любила повторять: "Вот поглядишь на лицо человека - красавец, а в душу заглянешь - крокодил."

В том детстве мой критерий действий: "подумай какого было бы тебе, если с тобой так поступят; лучше не сделать, чем ошибиться; уж лучше мне будет хуже, зато я не буду причиной чьих-то страданий." Хм себе, но критерии. А вот как разбираться? Ну и жаловаться - последнее дело.

В Москве в то время мы свободно играли во дворах без присмотра. Я одна из младших. Девочка на 4 года старше требовала, чтобы я носила еду, питье, а не то меня "играть не возьмут". Прыгали в резиночку. Стоит ли говорить, что я никогда не прыгала, а только стояла и держала?

Однажды к папе пришла наша соседка по подъезду. Она из старшей школы. Почему-то она стала меня спрашивать почему я грустная, и я почему-то ей рассказала. Девочка, тоже Надя, возмущенно мне поведала, что себя надо защищать. Рассказала на примерах как и что можно с этой дворовой иерархией сделать, поведала о том как ее саму в пионерском лагере задирали.

Через недели две она проходила по двору, а я прыгаю. Кричу ей: "Смотри, помнишь, ты меня научила? Теперь я тоже прыгаю!" Она остановилась. Искренне не поняла о чем я. "Не помню! Когда? Я к тебе заходила? К папе? Высоцкого взять? И что? Не помню!" Для нее это было естественно, она и не заметила. Для меня - откровением. Сакральным знанием, изменившим многое в тот момент.

На днях общаемся мамами. Тема - раздраженность уставших мам. Говорим о том как бы эту раздраженность не в детей, не в мужей, не в себя! И тут: "Надя, а я теперь стараюсь как ты посоветовала делать: иду в ванную, открываю кран и в воду весь этот негатив сливаю. Помогает!" А я уже и не помню. Оказывается, уже говорили. Прошло с разговора о такой "сливной технике" несколько месяцев. Мне это ничего не стоило. Просто естественно поддержала подругу.

Я это все к тому, что мы часто даже не осознаем как может наша поддержка повлиять на нуждающегося в ней человека. И мы можем не представлять совершенно эту важность: то что он "на грани".
Просто поддерживаем разговор. Просто пишем пост. Улыбаемся. Приглашаем на чай. Ставим лайк. Просто постим фото/картинку. И!
Срабатывает триггер. Происходит замыкание, запуск шестеренок. Жизнь того, кто выхватил что хотел изменилась.



отношения, мои мысли, общество, психология, заметки

Previous post Next post
Up