Блажени изгнани правды ради. 105 лет назад родился Александр Галич

Oct 19, 2023 23:18



105 лет назад, 19 (по другим данным 20) октября 1918 года в Екатеринославе на свет появился Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) - русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. Казалось, он мог бы жить припеваючи: успешный сценарист и драматург, длительное время находился на вершине советской писательской номенклатуры, был известен и знаменит. Но он отказался от благополучной жизни и выбрал свободу.
Свободу жить не по лжи.



Галич - литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества. С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни - наряду с В.C. Высоцким и Б.Ш. Окуджавой).

Первые песни - «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) - будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве весьма благополучного советского литератора. Ему способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция».

Галич выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых «домашних концертах». Его песни передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё более популярен и которые изымались работниками КГБ при обысках. В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью.
Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актёров Театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича. Выходит, кто-то настучал...

С 8 по 12 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На этом фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР, где он в том числе исполнил свою песню «Памяти Б.Л. Пастернака».
А 18 апреля в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья, где Галича обвиняли во всех грехах.

В 1969 году в зарубежном издательстве НТС «Посев» вышла его первая книга - «Песни». Это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей СССР (29 декабря 1971 года), Союза кинематографистов СССР и даже из Литфонда (1972). По всей стране были сняты со сцены спектакли по его пьесам, легли на полку фильмы по его сценариям, открыта травля в печати. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность. Остались домашние концерты, дававшие ему очень небольшие заработки.

В 1973 году Галич был крещён в Православной Церкви отцом Александром Менем. Крёстным отцом Галича стал композитор Николай Каретников.

29 декабря 1971 года Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (песня «От беды моей пустяковой…» посвящена именно этому событию). В том же году исключён из Союза кинематографистов, в котором он состоял с 1958 года. В 1972 году после третьего инфаркта Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в размере 54 (по другим данным - 60) рублей в месяц.
Галича травили кгбшники, его изгнали из страны.



Первым убежищем Галича в эмиграции стала Норвегия, затем писатель переехал в Мюнхен. За границей он вступил в Народно-трудовой союз российских солидаристов - политическую организацию русских эмигрантов. В изданиях союза «Посев» и «Грани» публиковал свои произведения. Также некоторое время литератор работал на радиостанции «Свобода».

В 1976 году Александр Галич перебрался в Париж, а в 1977 году он погиб на чужбине.
По одной версии, его смерть в Париже была результатом несчастного случая.
15 декабря 1977 года, примерно около 14:00, по официальной версии - в результате несчастного случая, на 60-м году жизни А. Галич погиб от удара электрическим током при подключении антенны.
Не выдержало сердце, перенесшее к этому времени уже три инфаркта.

Значит, просто несчастный случай?
Но по другой версии - сотрудники КГБ замаскировали убийство под несчастный случай.
Д. Шушарин вспоминал: «В разгар перестройки один мелкий идеологический чиновник в разговоре со мной все удивлялся тому, что он услышал на закрытой встрече с чином повыше из Пятого управления КГБ. Тот прямо так и заявил: "Нейтрализация Галича и Амальрика - наше большое достижение"».

А что же французские правоохранительные органы? После недельного следствия французская полиция закрыла дело о смерти Александра Галича на 50 лет - до 15.12.2027 года. Выходит, осталось ждать еще 4 года. А что потом? Объявят несчастным случаем или все же есть какие-то улики, указывающие на след КГБ?

Александр Аркадьевич Галич был похоронен 22 декабря 1977 года, недалеко от Парижа, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
На могильной плите выбита надпись - цитата из «Евангелия от Матфея»: «Блажени изгнани правды ради».



На следующий день после кончины поэта два московских театра - на Таганке и «Современник» - в антрактах провели митинги его памяти. В Театре Сатиры после окончания спектакля был устроен поминальный вечер; стихи Галича читал Александр Ширвиндт.



На родине голос Галича - мягкий, но решительный речитатив - официально был разрешен только в конце 1980-х годов, когда вышла пластинка с его песнями. Не запретят ли снова?
Это ведь Галич написал:

«Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле!»

Эх, Александр Аркадьевич, что же Вы как будто напророчили:

Ночной дозор

Когда в городе гаснут праздники,
Когда грешники спят и праведники,
Государственные запасники
Покидают тихонько памятники.
Сотни тысяч (и все - похожие)
Вдоль по лунной идут дорожке,
И случайные прохожие
Кувыркаются в «неотложке»
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

На часах замирает маятник,
Стрелки рвутся бежать обратно:
Одинокий шагает памятник,
Повторенный тысячекратно.
То он в бронзе, а то он в мраморе,
То он с трубкой, а то без трубки,
И за ним, как барашки на море,
Чешут гипсовые обрубки.
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

Я открою окно, я высунусь,
Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию!
Вижу: бронзовый генералиссимус
Шутовскую ведет процессию!
Он выходит на место лобное -
Гений всех времен и народов! -
И, как в старое время доброе,
Принимает парад уродов!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

Прет стеной мимо дома нашего
Хлам, забытый в углу уборщицей, -
Вот сапог громыхает маршево,
Вот обломанный ус топорщится!
Им пока - скрипеть да поругиваться,
Да следы оставлять линючие,
Но уверен
а даже пуговица,
Что сгодится еще при случае!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!

Утро родины нашей - розово
Позывные летят, попискивая.
Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые.
Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины -
Они вновь обретут величие!
И бьют барабаны!..
Бьют барабаны,
Бьют, бьют, бьют!
1963 г.





https://www.youtube.com/watch?v=A4p0WXXvrcY

image Click to view

,

музыка, антисоветское, поэзия, история

Previous post Next post
Up