100 лет назад скончался Лев Александрович Тихомиров - русский общественный деятель и политический теоретик. Он прошел путь от революционера-народовольца до православного монархиста.
Лев Тихомиров родился 19 [31] января 1852 года. Отец - Александр Александрович Тихомиров, происходивший из духовного звания, из Тульской губернии, - военный врач, участник Кавказской войны; мать - Христиана Николаевна, в девичестве Каратаева, - выпускница института благородных девиц.
Л.А. Тихомиров получил хорошее консервативно-религиозное семейное образование, но уже в старших классах Керченской Александровской гимназии приобщился к революционным идеям «шестидесятников» (любимым писателем стал революционный публицист Писарев). А в университете уже окончательно встал на партийно-революционный путь.
В 1872−1873 годах - активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 года арестован, был под судом по «процессу 193-х».
В 1878 году - член центра «Земли и воли» и редакции её печатного органа. В 1879 году - член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 года (сразу после убийства Александра II).
На Липецком съезде 20 июля 1879 года (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 года вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал. К письму Верой Фигнер в качестве прозрачного намёка был приложен рисунок, изображавший сырную лавку Кобозевых. Из этой лавки вёлся подкоп на середину Малой Садовой ул. в Петербурге в целях цареубийства.
Летом 1880 года в личной жизни произошли большие перемены. Полюбив Екатерину Дмитриевну Сергееву, он обвенчался с нею по своему фальшивому паспорту, когда она была уже беременна. Шафером на свадьбе был известный революционер Н.К. Михайловский.
В том же году вышел из членов «Исполнительного комитета», поэтому и не участвовал в подаче голосов при принятии решения о Царе убийстве, последовавшем 1 марта 1881 года, но он знал о нем.
После убийства Императора Александра II в среде народовольцев было желание убить сразу же и Императора Александра III. Тихомиров этому воспротивился, а так как вследствие арестов руководителей «Народной Воли» он занимал на родине лидирующее положение в партии, то народовольцы ограничились письмом Императору Александру III, содержавшим революционные требования, которое писал Тихомиров, а редактировал Н.К. Михайловский. Все это время Тихомирову приходилось скитаться по всей России, избегая ареста.
«Я не люблю своей молодости, - писал в своих воспоминаниях Тихомиров, - она полна порывов испорченного сердца, полна нечистоты, полна глупой гордости ума, сознававшего свою силу, но недоразвившегося ни до действительной силы мышлений, ни до самостоятельности. Я начинаю любить свою жизнь только с той эпохи (последние годы Парижа), когда я дозрел до освобождения (хотя бы постепенно)…, стал понимать законы жизни, стал искать и Бога».
В 1882 году, желая избежать ареста, Тихомиров уехал за границу - в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с Петром Лавровым «Вестник „Народной воли“».
В 1888 году отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии к «La Russie politique et sociale» (1888). В целом, книга принадлежала к литературе, запрещённой в России, но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России, и что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции.
Почему Тихомиров разочаровался в революционном движении? Прежде всего, его разочаровала идея террора. Он видел, что идея террора родилась как из слабости самой партии, неспособной вести другую политическую деятельность, так и негативного отклика на деятельность революционеров в народе, когда крестьянство не желало смены власти.
«Террористическую идею должно признать абсолютно ложною, - писал он. - Одно из двух: или имеются силы ниспровергнуть данный режим или нет. В первом случае нет надобности в политических убийствах, во втором они ни к чему не приведут. Мысль запугать какое-нибудь правительство, не имея силы его низвергнуть, - совершенно химерична: правительств, настолько несообразительных, не бывает на свете. Что касается страха смерти, то личной безопасности нет и на войне, а много ли генералов сдавались собственно из-за этого? Или не нужен, или бессилен: вот единственная дилемма для терроризма как системы политической борьбы».
Параллельно с политическими переменами в самосознании Льва Тихомирова происходили и религиозные изменения. Теплохладное отношение к вере сменилось горячим желанием возродить в себе православного человека, что укрепляло в нем сознательное решение порвать с революцией. Однажды он открыл Евангелие на строках: «И избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона» (Деян. 7, 10). Снова и снова открывал Евангелие Тихомиров, и каждый раз перед ним возникали эти евангельские строки. Постепенно у него созревала мысль о том, что Бог указывает ему путь - обратиться к Царю с просьбой о помиловании…
В 1888 году Тихомиров просил помилования, был помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1889 года и смог вернуться в Россию.
Он осознавал свою «тяжелую ответственность» перед молодыми людьми, все поступавшими и поступавшими в число революционеров и сочувствующих, ответственность «за гибель молодых сил, за бесплодность наших «движений»». Поэтому он не мог безмолвно порвать с революцией, а писал, так оправдывая появление в печати брошюры «Почему я перестал быть революционером»: «Когда я верил, что да, я говорил - да, когда думаю, что нет, я и говорю - нет. Я писал программы в двадцать лет, теперь, когда мне почти сорок, я был бы весьма плохого о себе мнения, если бы побоялся двадцатилетних сочинений или не умел сказать ничего умнее их. Послушает ли кто- нибудь меня - это вопрос иной, но обязанность моя совершенно ясна».
Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2-е изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию.
Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал.
Тихомиров стал деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров переиздал в ряде брошюр и книжек.
В 1903−1906 годах работал над исследованием «Монархическая государственность».
Государство отрицалось социализмом на основании утверждения, что оно существует лишь для того, чтобы один класс эксплуатировал другой. Тихомиров считал это утверждение полнейшей клеветой на государство, являвшееся по сути дела учреждением общенациональным. Социализм отбирает у человека идею Отечества и закрывает глаза на существенный признак явления, определяя его на основании побочного. Тем самым утверждая примерно следующее: огонь есть «способ сожигания жилиц и произведения опасных обжогов самим людям».
Тихомиров предлагал возродить патриаршество, отдав управительную власть Св. Синода, бывшую коллегиальной, в единоличные руки главного епископа Русской Православной Церкви - Патриарха, остальным членам Св. Синода оставив функции совещательные (причем предлагал усилить епископский его состав опытными и учеными архимандритами и протоиереями для консультаций). Для обер-прокурора оставлялись функции надзора за законностью течения дел церковного управления, общение же Государя по различным церковным и церковно-государственным делам с Церковью предлагалось осуществлять непосредственно с Патриархом.
После 1905 года Тихомиров разработал схему реформ системы «думской монархии». Он полагал, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…».
В 1907 году был приглашён из Москвы лично П. Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу. Основными мероприятиями по разрешению рабочего вопроса Тихомиров видел широкую мирную деятельность рабочих союзов (направленных преимущественно на взаимопомощь рабочих), развитые процедуры медиации при конфликтах между рабочими и работодателями, введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования.
Предложения Тихомирова частично реализовались с принятием в 1913 году новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев.
В 1909 году Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 года.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 году в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории.
В 1917 году отошёл от политической деятельности.
Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919−1920 годах.
В 1922 году Тихомиров подал прошение в Комиссию по улучшению быта учёных. Как специалист по литературе, языкознанию и библиотековедению Тихомиров получил паёк третьей категории: 3 миллиона 250 тысяч рублей, 1 пуд 12 фунтов муки, 16 фунтов гороха, 10 фунтов риса, 6 фунтов масла, 30 фунтов мяса, три четверти фунта чая, 4 фунта сахара и 3 фунта соли.
Умер 16 октября 1923 года в Сергиевом Посаде.