110 лет назад, 10 мая 1913 года на Комендантском аэродроме поднялся в воздух «Русский витязь» (С-21 «Большой Русско-Балтийский») - первый в мире четырёхмоторный самолёт, давший начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским - изобретателем-авиаконструктором в качестве опытного самолёта для стратегической разведки.
Игорь Иванович Сикорский, еще будучи студентом Киевского политехнического института, был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения компании А.О. «Русско-Балтийский вагоностроительный завод». К этому времени у Игоря Сикорского возникла идея поставить гигантский самолет с закрытой комфортабельной кабиной.
Своими планами И. И. Сикорский поделился с председателем совета директоров компании М. В. Шидловским, который поддержал молодого конструктора и распорядился начать финансирование работ за счет фирмы. Предполагалось использовать самолет на регулярных пассажирских линиях, для перевозки срочных грузов и для освоения Сибири. В военных целях самолет мог быть использован в качестве стратегического разведчика.
Сикорский конструировал самолёт с 1911 года, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Многие эксперты предрекали проекту провал. Самолёт строился зимой 1912-1913 годов.
«Русский витязь» - четырёхмоторный многостоечный цельнодеревянный биплан, нижнее крыло которого было короче верхнего, классической схемы с закрытой кабиной и колесным шасси.
В центре фюзеляжа находился пассажирский салон, который своей формой напоминал вагон. В носовой части фюзеляжа располагалась открытая площадка с ограждением, где был установлен прожектор для полетов в ночное время. В случае использования самолета в боевых условиях здесь планировалась установка пулемета. Остекленный салон был разделен на два отсека. В первом отсеке находились пассажиры и экипаж, в передней части отсека места для двух пилотов, отделенные от пассажирского салона стеклянной перегородкой с дверью. В пассажирском салоне было установлено шесть плетеных кресел со столиком, в задней части салона размещался умывальник и шкаф для одежды. Под полом кабины установили аккумуляторы для системы освещения кабины. Второй отсек предназначался для хранения различных запасных частей, инструментов и оборудования. Предполагалось, что при возникновении каких-либо поломок их можно будет исправить прямо в полете.
Исходно предполагались два мотора с толкающими винтами, потом число моторов удвоили - четыре двигателя двумя тандемами - один толкающий, другой тянущий. Уже в 1913 году Сикорский решил применить только тянущие винты, переместив все двигатели на переднюю кромку нижнего крыла. Таким образом, все четыре двигателя распределились по размаху передней кромки нижнего крыла, а для необходимого в ту пору обслуживания двигателей в полёте на нижнем крыле предусмотрели проход.
Самолёт построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Отдельные агрегаты и узлы самолета изготавливались на самом заводе, который располагался на Строгановой набережной в Санкт-Петербурге. Оттуда они перевозились на Комендантский аэродром, где проводилась окончательная сборка.
Первоначально назывался «Le Grand» (фр.: Большой).
Сначала самолет имел название «Гранд Балтийский», в мае 1913 года переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня - в «Русский Витязь». Это было связано с ростом патриотизма русского общества и отказа от иностранных названий.
Первый пробный полёт 15 марта 1913 года прошёл успешно, самолётом управлял конструктор - И. И. Сикорский. За день до первого полета конструктору «Русского витязя» студенту Санкт-Петербургского политехнического института Игорю Ивановичу Сикорскому исполнилось всего 24 года.
В полёте проявился недостаток мощности двух двигателей. Самолет отправили на доработку, к двум существующим двигателям с тянущими винтами добавили еще два с толкающими винтами. Двигатели были установлены в ряд на передней части крыльев.
10 мая 1913 г. доработанный «Русский витязь» уже с 4 двигателями поднялся в воздух над Комендантским аэродромом Санкт-Петербурга. Испытательные и показательные полеты продолжались в мае-июне. В одном из полетов самолет почти полчаса летал над центром Петербурга. На борту кроме трех членов экипажа находились еще четыре пассажира. По результатам полетов была произведена очередная доработка - все четыре двигателя были установлены в ряд на крыле, и на всех были смонтированы тянущие винты. Перестановка двигателей дала заметную прибавку в тяге и улучшила взлетные характеристики.
Уже 2 августа 1913 года на нём установлен мировой рекорд продолжительности полёта - 1 час 54 мин.
Испытательные полёты на Корпусном аэродроме показали что перемещения пассажиров в кабине не нарушали устойчивость самолёта. Для взлёта требовалась поле длиной в 700 м.
В июле 1913 года самолёт осмотрел император Николай II.
Испытывали «Русский витязь» недолго. 11 сентября 1913 года на 3-м конкурсе военных самолётов сорвавшийся с пролетавшего над «Русским Витязем» самолёта «Меллер-II» двигатель упал на левую коробку крыльев самолёта, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать. К тому же дерево его конструкции успело отсыреть, что вызвало сомнения в прочности. Сикорский решил создать новый самолёт, названный «Илья Муромец».
Второй самолёт «Илья Муромец» построен в октябре 1913 года. На этом самолёте был поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.
«Русский витязь», ставший предшественником знаменитого «Ильи Муромца», сыграл важную роль в истории авиации, став прообразом всех самолётов со множеством двигателей, распределённым по размаху крыла. Самолёт вышел удачным и сразу стал предметом национальной гордости русского народа.
Источники:
Аксёнов, П. Первый авиалайнер: 100 лет полёту самолёта Сикорского // Русская служба Би-би-си
Андреев, И. Воздушный «дредноут» // airwar.ru
Шавров, В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. - 3-е. - М.: Машиностроение, 1985. - 752 с.