30 апреля умер модельер Вячеслав Зайцев. Ему было 85 лет. Точная причина его смерти не называется. В последние годы у Зайцева была болезнь Паркинсона. Днем 30 апреля модельера доставили в Щелковскую больницу с кровотечением в желудке, где через несколько часов он скончался.
Вячеслав Михайлович Зайцев (при рождении Кокурин; 2 марта 1938, Иваново - 30 апреля 2023, Щёлково, Московская область) - советский и российский художник-модельер, живописец и график; народный художник Российской Федерации (2006), лауреат Государственной премии России (1995), профессор, академик Российской академии художеств (2007). Один из наиболее известных российских модельеров; еще в советское время он получил в западной прессе прозвище «Красный Диор». Коллекции Зайцева на протяжении десятилетий демонстрировались на престижных показах по всему миру.
Зайцев создавал костюмы для звезд советской и российской эстрады, фигуристов и олимпийских спортивных делегаций. Также он работал над костюмами к спектаклям в многочисленных театрах Москвы, мюзиклам и телефильмам. В 2007-2009 годах вел программу «Модный приговор».
Зайцев был удостоен званий народного художника РФ и академика Российской академии художеств, а также был награжден советским орденом «Знак Почета», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
А за всеми званиями, почестями, известностью скрывается жизненная борьба человека, мечтавшего быть свободным. Какая фамилия у Зайцева была при рождении? И как сын репрессированного стал «Красным Диором»?
Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иваново в семье рабочих Михаила Яковлевича Зайцева (? - 1994) и Марии Ивановны Кокуриной (1906-1978). Отец ушёл на войну, когда Славе было 3 года, попал в плен, бежал из плена, дошёл до Берлина, но после войны его посадили как изменника Родины. Отца выпустили, когда Вячеславу было 20 лет. Вячеслав и его старший брат Владимир носили мамину фамилию Кокурин. Родители оформили брак, когда отец вернулся из лагерей. После смерти матери отец нашёл другую женщину, Вячеслав заботился о нём до конца его жизни. У Вячеслава был старший брат Владимир, который к тому времени уже умер, брат отсидел в тюрьме десять лет: сначала угнал велосипед, позже заступился за друга и избил милиционера. Брат работал на заводе, куда его устроил Вячеслав, зарплату пропивал.
В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.
В 1962 году, по окончании Московского текстильного института с отличием, Вячеслав Михайлович был распределён на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в Бабушкинском районе и назначен её художественным руководителем. В самом начале деятельности Зайцев создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом.
Вскоре коллекцию спецодежды опубликовал журнал «Пари Матч» со статьёй «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За время, предшествовавшее встрече, В.М. Зайцев сумел проявить себя настолько убедительно в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, что был приглашён на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту.
В 1965 году в СССР прилетела делегация из Франции во главе с Пьером Карденом. Они пригласили Вячеслава на встречу. Тот очень стеснялся, ведь ему нечего было надеть! Чтобы засвидельствовать свое уважение кутюрье, Зайцев приобрел в уцененке венгерский пиджак.
Во время встречи Карден предложил Вячеславу ткани для его коллекций. Так и зародилась дружба, просуществовавшая много лет.
Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Ларош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD.
Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к Мезон де Кутюр в Париже, В. М. Зайцев стал почти через четверть века, в год своего пятидесятилетия (1988) - до 1986 года он был лишён возможности выезда в капиталистические страны.
И только в 1986 году, по словам певицы Елены Загорской, она добилась разрешения на выезд кутюрье за границу.
В ОДМО на Кузнецком мосту В. М. Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.
Результатом работы В. М. Зайцева в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом (в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и многих других странах). Но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.
В 1967 году В. М. Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве. Именно в данный период В. М. Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор», которое подчёркивало связь искусства модельера с лучшими традициями мировой моды. Парадокс: сын репрессированного, пробивавший сам себе дорогу среди советской серости, становится символом советской моды.
В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.
Однако, будучи очень требовательным к себе и неудовлетворённым результатами своего труда в ОДМО, несмотря на длительные усилия возглавляемых им художников по соединению моды с жизнью, он расстаётся с работой, которой отдал долгие годы. Его доводы просты: при сложившейся системе многоступенчатых советов, государственного стандарта и отсутствии модной индустрии, модели искажают авторский замысел и устаревают в производстве, ещё не дойдя до потребителя, поэтому труд модельера неэффективен, а лозунг «оденем всех!» не содержит в себе правды.
Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.
Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связал себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работал над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого стал в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива был единогласно избран его директором. Именно здесь с 1982 года мастер создавал авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы.
Наряду с модой, серьёзное внимание в своём творчестве В. М. Зайцев уделял живописи и рисунку. Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее. Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретёны Музеем истории Москвы.
Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актёрами, среди которых: Мария Бабанова, Любовь Орлова, Ангелина Степанова, Марк Прудкин, Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Андрей Миронов, Вера Васильева, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и многие другие.
В 1988 году В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».
Как художник костюмов В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм» и им. Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».
Продолжительное время В. М. Зайцев работает над созданием костюмов для звёзд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-1980 и создаёт новую униформу для советской милиции.
С 1989 года создал множество костюмов для группы «На-На», с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл».
Его авторству принадлежат две книги - бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия») - обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии.
В 1992 году издательство Агентства печати «Новости» выпустило на английском языке книгу о жизни и творчестве В. М. Зайцева «Ностальгия по красоте» (автор Л. Яралова).
В марте 2006 года издательство «Искусство XXI век» выпустило книгу-альбом «Слава Зайцев. Тайны Соблазна».
С 30 июля 2007 по 20 ноября 2009 года вёл телевизионную передачу «Модный приговор» на «Первом канале».
С 2009 года Вячеслав Зайцев - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».
В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».
В 2017 году издательский дом «Эксмо АСТ» выпустил автобиографическую книгу Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом».
В. М. Зайцев - Почётный гражданин Парижа и Почётный гражданин своего родного города Иваново.
Вячеслав Зайцев был удостоен за свою профессиональную деятельность ряда наград и званий, в том числе заслуженного деятеля искусств РСФСР (1991), почетного работника текстильной и легкой промышленности РФ (2002) и народного художника РФ (2006). Его награждали орденами «Знак Почета» (1980) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).
Он также являлся лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства в 1995 году, премии президента России в области литературы и искусства в 2003 году, премии правительства РФ в области культуры 2009 года и в области образования 2010 года.
В 2016 году Зайцеву поставили диагноз болезнь Паркинсона. Модельер был частично парализован и не мог передвигаться без посторонней помощи. Несмотря на это, его видели на публичных мероприятиях - в шляпе, в солнцезащитных очках, с неизменной улыбкой, в кресле на колесах, он представил, например, показ своего дома моды Slava Zaitsev, открывавший первую Московскую неделю моды в сентябре 2022 года в парке «Зарядье».
2 марта 2023-го Зайцеву исполнилось 85 лет. В ресторане «Яръ» дизайнер сидел за главным столом в небольшой компании перед несколькими столами, за которыми сидели гости, среди которых был замечен Бедрос Киркоров.
Днем 30 апреля 2023 г. Зайцева доставили в больницу города Щелково из его дома-студии в подмосковной деревне Каблуково с внутренним кровотечением, и позже около 18.00 он скончался.
Самый яркий, самый добрый, самый улыбчивый модельер ушел, сохранив за собой статус легенды.