Несчастный Щасный: к 105-летию Ледового похода Балтийского флота

Feb 19, 2023 21:45



105 лет тому назад, 19 февраля 1918 года, начался Ледовый поход Балтийского флота - операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт. Осуществлена в тяжёлых ледовых условиях февраля - мая 1918 года. В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. Операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря А.М. Щастный, который за этот подвиг был расстрелян большевиками...








Предательская деятельность большевиков, получавших деньги от немцев, привела к закономерному результату: развал фронта, открытие дороги на Петроград германской армии. Уничтожение флота позволило бы Германии захватить Петроград, потому что тогдашняя армия больше походила на вооруженный сброд. Красная армия только создавалась, а старая российская уже была уничтожена. Прикрывавший столицу прибалтийский фронт фактически развалился. Флот оставался последней более-менее боеспособной единицей, к тому же он прикрывал Петроград с моря.
Конечно, проще всего было бы сразу перегнать флот на базу в Кронштадте. Но зима в 1918 году была настолько суровой, что толщина льда на Балтике достигала чуть ли не метра. Корабли вмерзли в лед, без ледоколов было не обойтись. Поэтому для начала было решено двигаться по кратчайшему пути - просто пересечь Финский залив и увести суда в Гельсингфорс (ныне Хельсинки).







19 февраля 1918 года корабли вышли из Ревеля в сопровождении отряда ледоколов, перебазировавшись в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками, 18 февраля перешедшими в наступление по всему фронту. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля - в день, когда в город вошли немцы. Переходом руководил А. М. Щастный, 1-й помощник начальника военного отдела Центробалта, фактически командовавший Балтийским флотом.
Начавшаяся гражданская война в Финляндии не дала возможности передышки в Гельсингфорсе. Согласно подписанному 3 марта 1918 года предательскому Брестскому миру (статья 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причём предусматривалось, что до тех пор, пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами.

5 марта германский флот прибыл к Аландским островам, которые в дальнейшем использовались как база для германской интервенции в Финляндию. Советское правительство себя-то обезопасило - 12 марта переехало в Москву. А спасать Балтийский флот оставило опытного морского офицера, капитана 1-го ранга Алексея Михайловича Щастного. Хотя к тому времени уже многим казалось, что корабли Балтийского флота, базирующиеся в Финляндии, скоро будут захвачены германскими и финскими войсками.
Задача перед Щастным стояла очень архисложная, как любил выражаться Ленин. Но новые власти ему никак не помогали ее решить. Наоборот, давали взаимоисключающие друг друга указания. Например, вождь мирового пролетариата приказывал Щастному уводить корабли в Кронштадт, а нарком по военным делам Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии...



Первоначально 12 марта в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса четыре линейных корабля и три крейсера, которые прибыли в Кронштадт 17 марта.
3 апреля на полуострове Ханко высадилась немецкая Балтийская дивизия (12 тысяч бойцов), а 7 апреля в районе Ловиисы высадился отряд полковника Бранденштейна (около 3000 штыков и 12 орудий).



4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд Балтийского флота (два линкора, два крейсера, две подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившую повреждение и вернувшуюся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.



Ледокол «Ермак»

5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил Балтийского моря. В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырёх ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).



20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.



Броненосный крейсер «Рюрик» в Кронштадте после Ледового перехода

А уже 3 мая 1918 года Л.Д. Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. С таким трудом спасти корабли, чтобы потом во имя тайных планов коммунистов их уничтожить?! Моряки, конечно, возмутились. И их справедливый гнев стал поводом к расправе над Щастным.
В мае 1918 года по приказу Л.Д. Троцкого Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия» и 21 июня был приговорён к расстрелу.

Щастного можно в определенном смысле назвать первой жертвой Революционного трибунала. Смертная казнь была отменена 26 октября 1917 года решением Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов. А восстановлена декретом 13 июня 1918 года. Аккурат накануне вынесения приговора Щастному.
Первый в Советской России смертный приговор был оглашен 21 июня 1918 года за несколько месяцев до официального восстановления Совнаркомом высшей меры наказания, отмененной 26 октября 1917 года II Всероссийским съездом Советов. Судебный процесс состоялся в Сенатском дворце Московского Кремля (ныне рабочая резиденция Президента РФ). Для содержания подсудимого рядом с кремлевским кабинетом председателя СНК В.И. Ленина была оборудована камера, а его дело рассматривал специально созданный Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете.

22 июня Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. Неизвестно, где он похоронен. По некоторым сведениям, его тело замуровали под полом одного из кабинетов Александровского военного училища. А за месяц до этого большевистские власти наградили его орденом Красного Знамени. Получается, что почти посмертно...
В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.

О подвиге Щасного стали говорить только уже в 1990-е годы. А в 1920-е спасителями Балтфлота были назначены агитпропом и советскими "историками" (что вообще-то практически одно и то же) Ленина, Троцкого и Раскольникова. Нет, не убийцу старухи-процентщицы, а пламенного революционера. Но позднее Троцкий и Раскольников стали, как сейчас любят говорить, иноагентами, а по тогдашним меркам - врагами народа. Ну, и что же в итоге получается? Балтийский флот спас Владимир Ильич Ленин…

А Щасный на долгое время оказался забыт. Что известно о нём историкам? Алексей Михайлович Щасный родился 4 октября 1881 года в семье потомственных дворян Волынской губернии. Православный. В 1892-1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. В 17 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1901 году вторым по успеваемости. Затем Минный офицерский класс (1905).



С 1901 года - мичман. В 1901 году - офицер канонерской лодки береговой обороны «Бурун». В 1901-1902 годах - исполняющий должность ротного командира и вахтенный начальник крейсера 2-го ранга «Пластун». В 1903 году - вахтенный офицер эскадренного броненосца «Севастополь». В 1903-1904 годах - минный офицер мореходной канонерской лодки «Манджур». В апреле - августе 1904 года - вахтенный офицер крейсера 1-го ранга «Диана».
Участник русско-японской войны 1904-1905 годов, за военные заслуги награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев 10-11 июня, при обстреле сухопутных войск противника 26 июня и в сражении с японским флотом в Жёлтом море 28 июля 1904 года.
11 апреля 1905 года произведён в чин лейтенанта. В 1905 году - младший минный офицер учебного судна «Европа», командир миноносца № 217. В 1905-1906 годах офицер морского отдела штаба Кронштадтской крепости. В 1906-1909 годах преподаватель радиотелеграфного дела Минного офицерского класса. Специалист по вопросам связи в военно-морском флоте. Один из выпускников этого класса Г. К. Граф назвал Щастного в своих мемуарах «выдающимся преподавателем». В 1906-1907 годах - старший минный офицер учебного судна «Николаев». В 1907-1909 годах - 2-й флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда. В 1908 году участвовал в V Всероссийском электротехническом съезде в Москве. В 1909-1912 годах - и. д. 2-го флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего Морскими силами Балтийского моря. 6 декабря 1910 года произведён в чин старшего лейтенанта. В 1912-1914 годах - постоянный член от Морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета. В 1913 году был командирован на Каспийское море для выбора мест береговых радиостанций на острове Ашур-Ада и в Энзели. 14 апреля 1913 года произведён в чин капитана 2-го ранга.
В 1914-1916 годах - старший офицер линейного корабля «Полтава». В 1916-1917 годах - командир эскадренного миноносца «Пограничник». В феврале - мае 1917 года - штаб-офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря. С мая 1917 года - флаг-капитан по распорядительной части штаба Командующего флотом Балтийского моря. С июля 1917 года - капитан 1-го ранга. За боевые отличия в Первой мировой войне награждён мечами к ранее полученным орденам Святого Станислава 2-й степени и Святой Анны 2-й степени.



Октябрьский переворот 1917 года изменил его судьбу. А.М. Щастный был одним из тех военных специалистов, которые откликнулись на призыв новой власти и верно служили ей. На свою же беду...
Ключом к разгадке причин парадоксальной судебной расправы над флотоводцем, благодаря которому ядро Балтийского флота не попало в руки германских войск во время Первой мировой войны, была секретная телеграмма наркома по военным и морским делам Льва Троцкого от 3 мая 1918 года командованию флота о «неизбежном взрыве» кораблей и судов, базировавшихся на то время в Гельсингфорсе (Хельсинки) ввиду наступления кайзеровских войск в Прибалтике. За этим мог скрываться сговор большевистского правительства с Германией и Англией, которые по разным причинам были заинтересованы в нейтрализации флота республики на Балтике. Текст телеграммы был опубликован в газете «Известия» 16 июня 1918 года с комментарием: Щастный самовольно огласил ее содержание в Совете комиссаров и Совете флагманов, чем «возбудил брожение в массах и посеял недовольство к Советской власти».
Видимо, Щастный, проводя собственное расследование (об этом свидетельствуют, в частности, личные записи командующего, стенограмма допроса Блохина и др.), вплотную приблизился к разгадке тайной связи большевиков с кайзеровской Германией. И, вероятно, именно за это был уничтожен.

Щасный был реабилитирован посмертно.

Военная прокуратура
дважды краснознаменного
Балтийского флота
5 июля 1995 г
№ 1555
г. Калининград (обл) Заместителю министра -
начальнику Управления Военных судов Министерства юстиции Российской Федерации
генерал-полковнику юстиции А.И. Муранову

На Ваш исх. № 108 от 4 марта 1994 г.

Настоящим сообщаю, что 29 июня 1995 года после тщательного изучения архивного уголовного дела № 3614 по обвинению бывшего начальника Морских сил Балтийского моря ЩАСТНОГО Алексея Михайловича составлено заключение о его полной реабилитации в соответствии со ст. ст. 1, 2, 3 п. «а», 5 п. «а» и ст. 8 ч. 2 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года.
Архивное уголовное дело с заключением и справкой о реабилитации направлено в архив Управления Федеральной службы безопасности РФ по Ленинградской области для хранения.

Военный прокурор
Балтийского флота
генерал-майор юстиции
Н.Н. Гончаренко



Несчастье Щасного заключалось в том, что на свою беду он поверил коммунистам и стал им служить.
Мораль: никогда нельзя верить коммунистам и чекистам.

флот, репрессии, антисоветское, история

Previous post Next post
Up