140 лет назад родился писатель Алексей Николаевич Толстой - редкостный талант и приспособленец. В его обширной библиографии - масштабная эпопея «Хождение по мукам», эталонный исторический роман «Петр I», научная фантастика, публицистика и, конечно, сказка «Золотой ключик». Жизнь писателя была такой же разнообразной, как и его творчество. Он отказался от карьеры инженера, чтобы с головой погрузиться в жизнь литературной богемы, бежал от революции, чтобы впоследствии вернуться и стать писателем, обласканным советской властью, по его собственному признанию много писал не по вдохновению, а ради заработка. В СССР Толстому дали ироничное прозвище «красный граф»: будучи дворянином по рождению и не приняв революционную идеологию, он не только не попал под репрессии, но и занял довольно высокое положение в советском обществе.
Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Его мать, Александра Тургенева, была дочерью отставного военного, очень набожного и аскетичного человека, и приходилась внучатой племянницей декабристу Николаю Тургеневу. С ранней юности она много читала и сама занималась литературным творчеством: писала книги для детей и взрослых, печаталась в самарских газетах, а позднее и в петербургских журналах. Отец - граф Николай Толстой - был предводителем самарского дворянства, двоюродным братом историка Михаила Толстого и министра внутренних дел Дмитрия Толстого.
Алексей был младшим сыном графа Николая Толстого и Александры Тургеневой. Однако еще на ранних сроках беременности его мать оставила мужа еще до рождения сына, в мае 1882 года ушла к председателю уездной земской управы Алексею Бострому. Трое старших детей остались с отцом.Её разрыв с Толстым сопровождался многочисленными скандалами, дошло до того, что во время случайной встречи в поезде с бывшей супругой и ее новым возлюбленным граф стрелял в Бострома и ранил его. Александра Леонтьевна была в тот момент на шестом месяце беременности.
Все это стало основанием для слухов о том, что отцом ребенка на самом деле был Бостром, а Толстой так и не перенес унижение от измены. Алексей после рождения получил от отчима не только имя, но и фамилию. При этом его мать вела многолетнюю тяжбу с графом о признании ребенка, которая закончилась только в 1901 году после смерти Николая Толстого. Так Алексей в 17 лет стал Толстым и вместе с титулом унаследовал крупную сумму.
В числе тех, кто считал графское происхождение Алексея Толстого выдумкой, был Иван Бунин. В своем дневнике в феврале 1953 года он писал:
«Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его - графом Толстым».
С другой стороны, биографы Толстого приводят переписку его матери с Алексеем Бостромом, из которой следует, что супруг буквально изнасиловал ее, а сама она не сомневалась в том, что ребенок был от ненавистного мужа. В то же время Александра Леонтьевна Толстая в своё время поклялась протоиерею самарской церкви, что отец ребёнка - Бостром. Возможно, позднее мать поняла, что её сыну гораздо лучше быть законнорождённым графом, и начала многолетнюю тяжбу о законности его рождения.
Детство Алексея Толстого прошло на хуторе Сосновка недалеко от Самары, в имении Бострома. Начальное образование он получал дома, под руководством приглашенного учителя. Позже Толстой вспоминал:
«Оглядываясь, думаю, что потребность в творчестве определилась одиночеством детских лет: я рос один в созерцании, в растворении среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум воды, крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времени года, рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность (учился я, разумеется, скверно)… Вот поток дивных явлений, лившийся в глаза, в уши, вдыхаемый, осязаемый… Я медленно созревал…»
Мать Алексея Толстого обожала книги, писала сама и пыталась передать любовь к литературе и сочинительству сыну. Так, она поручала ему писать длинные подробные письма, а в 10 лет подтолкнула его к созданию первого рассказа.
. «Много вечеров я корпел над приключениями мальчика Степки, - вспоминал писатель потом. - Я ничего не помню из этого рассказа, кроме фразы, что снег под луной блестел, как бриллиантовый. Бриллиантов я никогда не видел, но мне это понравилось. Рассказ про Степку вышел, очевидно, неудачным: матушка меня больше не принуждала к творчеству».
До 17 лет Алексей Толстой носил фамилию отчима - Бостром. Несколько лет его мать добивалась, чтобы Николай Толстой признал сына законнорожденным, однако фамилию и титул отца юноша получил только после смерти графа, в 1901 году.
В 1897-1898 годах Толстой учился в Сызранском реальном училище. После этого семья переехала в Самару, где будущий писатель продолжил обучение. Все предметы давались ему одинаково хорошо, трудности были только с иностранными языками. В 1901 году Алексей Толстой получил аттестат и уехал в Петербург, где поступил в Технологический институт на отделение механики.
В 1905-м Толстого направили на практику в уральский город Невьянск, на металлургический завод. Там он написал рассказ «Старая башня», основанный на местных легендах и посвященный главной достопримечательности Невьянска - «падающей» башне.
В то же время, вдохновившись поэзией Некрасова и Надсона, Алексей Толстой попробовал сочинять стихи. Первый поэтический сборник - «Лирика» - он издал за свой счет в 1907 году. Впоследствии, однако, писатель стыдился своих ранних стихотворных опытов, считал их неумелыми подражаниями и предпочитал не вспоминать о них вовсе. На раннее творчество Толстого оказал влияние Максимилиан Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 году появилась первая повесть Толстого - «Неделя в Тургеневе». Затем вышли в свет два романа - «Чудаки» и «Хромой барин». Критика благосклонно оценила его первые публикации.
В 1911 году он выпустил книгу стихов по мотивам русского фольклора «За синими реками»и после этого к поэзии больше не возвращался.
Проза увлекла Толстого гораздо больше. Незадолго до защиты диплома, он бросил университет и посвятил все свое время творчеству. Как вспоминал писатель, в ранних его рассказах преобладали сюжеты «об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства» - из таких произведений состоял выпущенный в 1911 году цикл повестей и рассказов «Заволжье». По-прежнему интересовали Толстого и фольклорные мотивы: одной из его первых изданных книг стал сборник «Сорочьи сказки». О творчестве писателя хорошо отзывались многие его современники: Максим Горький, Максимилиан Волошин, даже известный скептик Иван Бунин. Но сам автор не был доволен своими работами:
«Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом. Я хорошо не знал ни русского языка, ни литературы, ни философии, ни истории. Не знал ни своих возможностей, не знал, как наблюдать жизнь. К своему оправданию должен сказать, что все это я понимал и предчувствовал, что мне грозит».
До 1914 года Алексей Толстой написал несколько сборников сказок, роман «Хромой барин», 10 рассказов и повестей, 14 пьес, многие из которых шли в Малом театре. «Чтобы одновременно в течение года печататься в шестнадцати разных изданиях, нужно было работать, не разгибая спины».
«Трудился он тогда споро и весело», - вспоминал Корней Чуковский. Однако Толстой не все время проводил за письменным столом: он успевал появляться на всех литературных встречах, театральных премьерах и других важных светских событиях Петербурга.
Окончательно сделав выбор в пользу литературы, Толстой с головой погрузился в творческую жизнь Петербурга и часто оказывался в центре событий. Так, он стал свидетелем громкого скандала между Гумилевым и Волошиным и был секундантом на их дуэли на Черной речке в 1909 году. Представлявший сторону Волошина, Толстой вспоминал, что ему с другими секундантами с трудом удалось уговорить дуэлянтов увеличить дистанцию с пяти шагов до пятнадцати. А сам писатель старался максимально широко ставить ноги, отмеряя их. К счастью, обошлось без жертв: пистолет Волошина дал осечку, а Гумилев промахнулся.
Первая мировая война меняет планы Толстого. Литератора освободили от службы из-за проблем со здоровьем и отправили на фронт военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». В 1916 году он побывал в Англии и Франции, создал несколько рассказов, пьес и военных очерков - «Нечистая сила»,«Касатка», «Прекрасная дама», «На горе».
Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918 года он переехал в Одессу, оттуда - в Константинополь, затем в Париж и наконец поселился в Берлине.
«Час был тяжелый, - рассказывал он в письме Ивану Бунину об отъезде из Одессы. - Но тогда точно ветер подхватил нас, и опомнились мы скоро, уже на пароходе. Что было перетерплено - не рассказать. Спали мы с детьми в сыром трюме рядом с тифозными, и по нас ползали вши. Два месяца сидели на собачьем острове в Мраморном море. Место было красивое, но денег не было. Три недели ехали мы (потом) в каюте, которая каждый день затоплялась водой из солдатской портомойни, но зато все искупилось пребыванием здесь (во Франции)».
Однако и в этот период постоянных переездов писатель продолжал работать. Даже в трюме корабля до Константинополя он устроил себе подобие рабочего места: столом и стулом служили перевернутые ящики из-под консервов. Еще в Одессе Толстой написал повесть «Граф Калиостро» и комедийную пьесу «Любовь - книга золотая».
Впоследствии он перебрался из Парижа в Берлин. Период эмиграции был мучительным для писателя, но вместе с тем плодотворным. В 1922 году он написал роман «Сестры» - первую часть трилогии «Хождение по мукам» - и автобиографическую повесть «Детство Никиты» о жизни в имении отчима и о матери. Тогда же состоялось его тесное «знакомство» с деревянным мальчиком Пиноккио. Нина Петровская - сотрудница эмигрантской газеты «Накануне», в которой работал и Алексей Толстой, - принесла старому знакомому подстрочный перевод сказки Карло Коллоди. Она предложила ему провести литературную редактуру, и уже тогда писатель увлекся и переложил итальянскую сказку на русский манер. Книга вышла в 1924 году в Берлине, а о деревянном мальчике Толстой забыл почти на 10 лет.
В 1932 году уже в СССР он предложил «Детгизу» издать «Пиноккио», получил аванс, но по необъяснимым причинам работу в срок не сдал. Чтобы избежать судебной тяжбы, Самуил Маршак, бывший редактором издательства, предложил писателю создать на основе старой истории новый текст. Так и появилась на свет сказочная повесть «Золотой ключик».
Ни в Париже, ни в Берлине Толстому не нравилось. «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, - писал он Ивану Бунину. - марка падает, цены растут, товары прячутся». В мае 1923 года писатель ненадолго приехал в СССР, а позже вернулся на родину навсегда.
Несмотря на то, что в начале революции Толстой выступал против большевиков, он все же вернулся в Советский Союз. Это решение для писателя оказалось непростым, сам он писал, что тосковал по родине:
«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».
А в открытом письме революционеру и лидеру белой эмиграции Николаю Чайковскому, опубликованном 14 апреля 1922 года в газете «Накануне», подробно объяснял, почему он возлагает надежды на новое государство:
«Делать все, чтобы помочь последнему фазису русской революции пойти в сторону обогащения русской жизни, в сторону извлечения из революции всего доброго и справедливого и утверждения этого добра, в сторону уничтожения всего злого и несправедливого, принесенного той же революцией, и, наконец, в сторону укрепления нашей великодержавности. Я выбираю этот третий путь».
За десять лет Толстой прошел путь от рядового советского автора до любимого писателя Иосифа Сталина. На родине он получил ироничное прозвище «красный граф», или «рабоче-крестьянский граф», что не помешало ему построить головокружительную карьеру.Он стал депутатом Верховного Совета СССР и членом Академии наук, был одним из любимых писателей Иосифа Сталина.
По Москве ходили байки, что свою домработницу Толстой приучил отвечать по телефону: «Их сиятельство уехали на заседание Союза писателей».
Приехав в Советский Союз, Алексей Толстой, по выражению Корнея Чуковского, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки».Толстой брался за любую работу, параллельно демонстрируя лояльность к советской власти.
Уже в 1923 году он выпустил свой первый фантастический роман «Аэлита», работу над которым начал еще в Берлине.В 1924-м вышли повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», сказка «Кот сметанный рот», пьеса «Бунт машин». Три года спустя Толстой вернулся к жанру фантастики и создал еще одно известное произведение - «Гиперболоид инженера Гарина». На создание романа Толстого вдохновил ажиотаж вокруг строительства Шуховской башни в Москве - необычной для того времени конструкции из сетчатых металлических оболочек, которую изобрел архитектор Владимир Шухов.
Современники, однако, не одобрили ни «Аэлиту», ни «Гиперболоид…». Хвалил эти произведения только Максим Горький, негативно же отзывались о них даже друзья Толстого - Корней Чуковский и Иван Бунин. «Без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то… Художник по природе - враль, вот в чем дело!» - отвечал на критику писатель.
До 1930-х годов Толстой писал преимущественно рассказы и работал над второй книгой трилогии «Хождение по мукам» - «1918 год», за которую получил рекордный среди авторов журнала «Новый мир» гонорар. Книга принесла ему всесоюзную славу. Затем он обратился к исторической тематике и в 1934 году выпустил два тома романа «Петр Первый». За это произведение он получил первую из трех своих Сталинских премий. Писатель планировал издать и третий том, однако он так и остался незавершенным.
Два года спустя, в 1936-м, вышла самая известная сказочная повесть Алексея Толстого - «Золотой ключик, или Приключения Буратино», литературная обработка сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Изначально Толстой собирался просто перевести произведение на русский язык, но затем передумал: «… выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему». Сказку впервые напечатали в газете «Пионерская правда», затем она вышла отдельной книгой. Одновременно писатель создал пьесу «Золотой ключик», которую поставили в Центральном детском театре, а в 1939 году написал сценарий для художественного фильма режиссера Александра Птушко.
В повести «Хлеб» (1937), посвящённой обороне Царицына в годы гражданской войны, Толстой самым бесстыдным образом восхвалял Сталина, которому якобы принадлежала решающая роль в победах Красной армии в годы гражданской войны.
В 1930-х годах Толстой окончательно вошел в литературную элиту СССР, а после смерти Максима Горького стал писателем номер один в стране. 25 декабря 1939-го в газете «Правда» вышла статья А.Н.Толстого с заголовком «За родину! За Сталина!», где он критиковал западный империализм, который готовит планомерное истребление человечества и навязывает миру свои правила, и называл главу СССР единственным, кто может противостоять этому.
«Другая сторона дела - это Иосиф Сталин, возглавляющий все силы революции, назначение которой - спасти человечество от физической и духовной гибели и вывести его на прямую дорогу, где будет обеспечено - прочно и навсегда - высшее, гармоническое развитие человеческого общества, то именно, что мы называем счастьем», - писал Алексей Толстой.
Умел Толстой подлизываться к коммунистам. И это принесло ему свои плоды.
«Товарищи! Передо мной выступал здесь всем известный писатель Алексей Николаевич Толстой. Кто не знает, что это бывший граф Толстой! А теперь? Теперь он товарищ Толстой, один из лучших и самых популярных писателей земли советской!»
(В. М. Молотов)
«Приехал Толстой. Рассказывал, как питался во время писательской поездки по Волге. Ежедневно - икра, копчёная рыба, чудесные сливки, фрукты и какие-то особенные огурцы… А ведь в стране голод».
( Анна Ахматова)
«В эмиграции, говоря о нем, часто наминали его то пренебрежительно, Алешкой, то снисходительно и ласково, Алешей, и почти все набавлялись им: он был веселый, интересный собеседник, отличный рассказчик, прекрасный чтец своих произведений, восхитительный в своей откровенности циник; был наделен немалым и очень зорким умом, хотя любил прикидываться дураковатым и беспечным шалопаем, был ловкий рвач, но и щедрый мот, владел богатым русским языком, все русское знал и чувствовал, как очень немногие… Вел он себя в эмиграции нередко и впрямь «Алешкой», хулиганом, был частым гостем у богатых людей, которых за глаза называл сволочью, и все знали это и все-таки прощали ему: что ж, мол, взять с Алешки!» (И. Бунин)
…
«Это был человек во многих отношениях замечательный. Он был даже удивителен сочетанием в нем редкой личной безнравственности (ничуть не уступавшей, после его возвращения в Россию из эмиграции, безнравственности его крупнейших соратников на поприще служения советскому Кремлю) с редкой талантливостью всей его натуры, наделенной к тому же большим художественным даром». (И. Бунин)
«Алёшка, <…> твою мать! Третий Толстой! Хоть ты, конечно, и сволочь, но талантливый писатель. Продолжай в том же духе!» (телеграмма Бунина Толстому)
И. Бунин вспоминал, как его во Франции посетил А. Толстой и агитировал вернуться на родину, где у того «будет всё». Ненароком «красный граф» перечислил то, что имел сам: несколько машин, две дачи и т. п. В 1940 году Алексей Толстой получил только аванс в… 83 тысячи рублей! «Я думаю, что тут удивляться тоже нечего… - оправдывался гигант советской литературы. - Ежемесячно выплачиваю 6000 р. первой семье… Взяв эти деньги, я получил возможность работать над романом. Если это неэтично, стало быть, неэтично писать роман».
Средняя зарплата в СССР в 1940 г. составляла около 350 руб. в месяц…
В 1941 году Алексей Толстой получил письмо от Ивана Бунина, который находился тогда в эмиграции. Бунин просил помочь ему с выплатой гонораров за переиздание книг. Толстой обратился за поддержкой лично к Иосифу Сталину. «Дорогой Иосиф Виссарионович, - писал он, - обращаюсь к Вам с важным вопросом, волнующим многих советских писателей, - мог бы я ответить Бунину на его открытку, подав ему надежду на то, что возможно его возвращение на родину? Если такую надежду подать ему будет нельзя, то не могло бы советское правительство через наше посольство оказать ему материальную помощь. Книги Бунина не раз переиздавались Гослитиздатом». Сталин откликнулся на обращение и сразу поднял вопрос о возвращении Бунина. Но Бунин так и не вернулся…
Когда началась война, Алексея Толстого с семьей эвакуировали в Ташкент, который он сразу же окрестил «Стамбулом для бедных». В это время он писал множество патриотических статей, очерков и рассказов, призванных поднять боевой дух советского народа. В 1941 году писатель завершил трилогию «Хождение по мукам» романом «Хмурое утро». В 1943-м за это произведение Толстой получил еще одну Сталинскую премию.
В годы Великой Отечественной войны он написал около шестидесяти очерков, статей и публицистических материалов о ее героях и ходе боевых действий. В 1941-1943 годах он создает драматическую дилогию «Иван Грозный». А параллельно, вплоть до самой смерти, продолжал работу над историческим романом «Петр I».
Алексей Толстой умер от рака легких 23 февраля 1945 года. В память о нем объявили государственный траур. В 1946-м посмертно присудили третью Сталинскую премию за пьесу «Иван Грозный». По мотивам произведений писателя сняли множество художественных фильмов - «Формула любви», «Похождения Невзорова», «Юность Петра», «Золотой ключик». «Аэлиту» экранизировали не только в СССР, но и в Венгрии.
Алексей Толстой был женат четырежды.
Современная российская писательница Татьяна Толстая приходится Алексею Толстому родной внучкой: ее отцом был Никита Толстой, сын писателя и его третьей жены Натальи Крандиевской. В честь него Толстой назвал главного героя автобиографической повести «Детство Никиты». Её сын - небезызвестный дизайнер и блогер Артемий Лебедев