10 мая 1913 года в "тёмной, несчастной, нищей, отсталой России" состоялся первый полёт самолёта С-9 («Большой Балтийский» или «Гранд») конструктора
Игоря Сикорского. Этот самолёт известен под именем «Русский витязь».
«Русский витязь» - первый в мире четырёхмоторный самолёт, который дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Самолёт имел первоначальное название «Гранд-Балтийский», а также просто «Гранд» или «Большой Балтийский» и создавался зимой 1912-1913 гг.
Большие многоместные аэропланы пытались строить многие конструкторы. Но мешало предубеждение, подкрепленное выкладками маститых ученых того времени, предостережениями практиков. Hапример, английский ученый Ланчестер опубликовал аэродинамическое исследование, в котором доказывал: самолеты уже достигли предельных размеров, дальнейший рост приведет к неспособности машин летать.
Самый большой аэроплан тех лет весил тонну. "Витязь" был в 4 раза тяжелее... Русский конструктор опередил свое время, сделав то, что не смогли сделать в "передовых странах Запада".
"Большую роль сыграла интуиция, - вспоминал спустя 60 лет Сикорский, - Я сделал крылья "Витязя" с очень большим размахом".
При одинаковой подъемной силе длинное крыло обладает куда меньшим аэродинамическим сопротивлением, чем короткое. Во времена Сикорского об этом не знали. Hе задумываясь об аэродинамических премудростях, авиатор Сантос-Дюмон лихо летал на своей кургузой, короткокрылой "Демуаэель". Русский конструктор задумал превратить малокомфортабельный аэроплан в машину с закрытой просторной кабиной.
Был разработан проект и проведен ряд исследований в аэродинамических лабораториях, причем заранее предусматривалась постановка на самолете как двух, так и четырех двигателей.
Самолет, первоначально названный “Гранд-Балтийский” (иногда назывался “Гранд” и “Большой Балтийский”), строился на РБВЗ зимой 1912-1913 гг. в обстановке, когда даже авиационные специалисты не верили в возможность полета большого самолета с несколькими двигателями.
В марте 1913 г. самолет был вывезен на Комендантский аэродром. Первоначально на нем стояли два двигателя “Аргус” в 100 л. с. каждый. 2 (15) марта “Гранд” был впервые испытан И. И. Сикорским. Полет прошел удачно, однако было ясно, что мощность двигателей в 200 л. с. недостаточна. Потолок “Гранда” не превышал 100 м. Сразу же после первых проб на нем были установлены еще два двигателя. “Аргус” в тандем к первым, т.к. конструкторы опасались возникновения сильных разворачивающих моментов в случае остановки двигателей с одной стороны. По этой причине два руля направления были сделаны с выпукло-вогнутым профилем (как в крыле) вогнутой стороной наружу, чем обеспечивался восстанавливающий момент на руле в потоке винта. Рули имели роговую компенсацию, килей не было.
Первые полеты четырехмоторного самолета начиная с 10 мая 1913 г. показали, что эти опасения необоснованны.
В первом же полете Сикорский доказал скептикам несостоятельность их опасений: аэроплан отлично летал и на трех двигателях. Сказалась дальновидность конструктора, оснастившего машину длинной хвостовой балкой фюзеляжа и четырьмя огромными килями.
При остановке любого из двигателей самолет нормально выполнял развороты в сторону работающих двигателей. После этого все четыре двигателя были поставлены в ряд с тянущими винтами, при этом было добавлено еще два руля направления. Это было выгоднее еще и потому, что увеличивало общую тягу воздушных винтов, так как у задних винтов в тандемах тяга всегда меньшая, чем у передних.
Первый полет самолета с четырьмя двигателями, поставленными уже в ряд был произведен 23 июля 1913 г. Самолет отлично слушался рулей при выключении двух двигателей одной стороны. Жизненность такой схемы - основной для всех многомоторных самолетов - была доказана. Самолет “Гранд” в это время был переименован в “Русский витязь”.
За лето И. И. Сикорский сделал на этом самолете несколько десятков полетов, в том числе ряд полетов над окрестностями Петербурга продолжительностью до 1 часа 54 мин с семью пассажирами на борту. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд того времени по продолжительности полёта - 1 час 54 мин.
Происшествий не было, успех был полный.
"Русский витязь" совершил 53 удачных полета, установив в одном из них мировой рекорд продолжительности - 1 ч. 54 м. Беда подстерегла его... на земле.
11 сентября 1913 г. на 3-м конкурсе военных самолетов, когда Сикорский готовил машину к очередному полету, в воздух поднялся известный летчик, мастер пилотажа Габер-Влынский. За несколько секунд до посадки двигатель его самолета “Меллер- II” оторвался (в те времена случалось и такое!)и и угодил прямо в "Витязя". После этого самолет не восстанавливался, к тому же и дерево его уже успело отсыреть и вызывало сомнения в прочности. Сикорский не стал возиться с сильно поврежденным самолетом и... принялся строить новый, давно уже им задуманный. Этому аппарату - "Илье Муромцу" - и предстояло в боевых условиях реализовать достоинства тяжелых многомоторных машин, начавшихся с "Русского витязя".
Роль самолета “Русский витязь” в истории авиации огромна. Это был прототип всех дальнейших тяжелых самолетов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Машины, аналогичные «Русскому витязю», появились за рубежом только через несколько лет. Самолет был удачным и послужил предметом большой и вполне заслуженной национальной гордости. Прямым продолжением его является самолет “Илья Муромец”, первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 г. - потрясающий самолёт, превзошедший лучшие образцы авиации того времени и ставший грозой для германской армии.
Размеры и масса “Русского витязя” превосходили примерно вдвое все, что было тогда в технике самолетостроения: размах верхнего крыла 27,0 м, площадь верхнего крыла 70 м² и нижнего 50 м², полетная масса - около 4200 кг. По схеме это был как бы увеличенный самолет С-6Б, но из-за отсутствия выноса двигателей и длинного фюзеляжа центр тяжести самолета находился за коробкой крыльев, его оперение было сделано несущим и значительным по размерам. Схему можно назвать биплан-моноплан-тандем. Для того времени она была наилучшей в таком самолете.
Коробка крыльев - четырехстоечная, крылья - двухлонжеронные тонкого профиля со стрелкой 1/21. Лонжероны - коробчатые, стенки их из 5-мм фанеры, полки - сосновые, толщиной 18- 20 мм, высота лонжеронов 90 мм, ширина 50 мм; собраны они были на столярном клее и латунных шурупах. Нервюры со стенками из 8-мм фанеры и полками из сосновых реек сечением 20х8 мм с пазом глубиной 3 мм для крепления в нем фанерной стенки на клее и гвоздях, забиваемых через полку в торец фанерной стенки. Покрытие полотна- эмалит (аэролак). Расчалки 3-3,5-мм рояльная проволока.
Фюзеляж представлял собой четырехгранную коробчатую конструкцию, сделанную из арборита Костовича. Лонжероны фюзеляжа были ясеневые, сечением 40х40 мм в средней части, толщина арборита 4 мм, раскосы и рейка - сосновые. Ширина фюзеляжа в передней части 1,4 м с постепенным уменьшение до 0,6 м в хвосте. Высота в носовой и средней части 0,9 м к хвосту сходила почти до нуля. Фюзеляж был очень тонок, и потому его пришлось усилить шпренгелями с растяжками сверху и снизу из 3,5-мм рояльной проволоки. Носовая часть фюзеляжа образовывала открытый балкон, за которым шла закрытая остекленная кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м, выступавшая над фюзеляжем. В кабине, впереди, было два сиденья летчиков, за ними - стеклянная перегородка с дверью в пассажирскую часть кабины, замыкавшуюся арборитовым обтекателем. В кабине было несколько плетеных кресел и столик; обзор из нее был исключителен. Это была первая в мире большая закрытая кабина на самолете.
Шасси “Витязя” было довольно громоздким. Две четырехколесные тележки (по две пары колес в каждой) крепились между полозами на шнуровых амортизаторах и системе проволочных растяжек. Работало шасси безотказно. К полозам шасси крепились, кроме того, несущие расчалки коробки крыльев, поставленные в дополнение к крестам расчалок между крыльями.
Управление самолетом - два штурвала и педали, проводка - тросовая. Бензобаки - из 0,6-мм латуни. Трубчатые радиаторы устанавливались по бокам средних двигателей.
Название Значение
Длина 20 м
Максимальный размах крыльев 27 м
Площадь крыльев 120 м²
Высота 4,00 м
Силовая установка 4 двигателя Argus Motoren
Мощность каждого двигателя 100 л.с. (74 кВ)
Крейсерская скорость 77 км/ч
Максимальная скорость 90 км/ч
Дальность полёта 170 км
Количество мест 3 члена экипажа + 4 пассажира
Практический потолок 600 м
Масса без нагрузки 3400 кг
Масса с нагрузкой 4000 кг
Максимальная масса 4940 кг
Источники:
Шавров, В. Б.
Самолёт "Русский витязь" // История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. - 3-е. - М.: Машиностроение, 1985. - 752 с.
Андреев И.
Воздушный «дредноут» Двухмоторный вариант
"Русский витязь"