Энергичный и вечно деятельный Николай Карлович фон Мекк

May 22, 2019 22:59



Портрет Николая Карловича фон Мекка кисти Б. Кустодиева, 1913

Сегодня день Николы Вешнего.
И в 1929 году после 17 обысков и арестов, многих месяцев на Лубянке, был расстрелян Николай Карлович фон Мекк ― сын железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк ― известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н.Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др.






Николай Карлович ― «энергичный и вечно деятельный» ― так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на «своей» дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д., до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длинны путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. Крупнейшая частная компания России ― в 1913 году оборот 215 млн. с доходностью 15%.
Украсил Москву Казанским вокзалом, на который привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову и др . Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового. Будучи юристом по образованию сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. Начал строить город-сад для служащих Московско-Казанской дороги (ныне Жуковский). В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием ― неоднократно благодарственно упоминался в письмах Императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю Александровичу.

С 1884 г. кандидат в члены правления Общества Московско-Рязанской железной дороги, а с 1 ноября 1890 г. - член правления. Весной в апреле 1891 г. по инициативе Министерства финансов было решено приступить к строительству участка казанско-рязанской железной дороги. Общество Московско-Рязанской дороги реорганизовали в Общество Московско-Казанской железной дороги, а 1 мая 1892 г. Н. К. фон Мекка избрали председателем правления нового общества. Более четверти века, вплоть до национализации в 1918 г., с его именем было связано активное расширение компании и её участия в развитии транспортной системы России. За первые девять лет его управления длина линий Московско-Казанской железной дороги увеличилась с 233 верст до 2,1 тысячи верст. Достижения компании были обусловлены проводимой фон Мекком технической политикой обеспечения профессионализма кадров, модернизации технического оснащения, тщательности изыскательных работ и проектирования.
Он пользовался заслуженным авторитетом не только у собственных сотрудников и в деловых партнёров, но и в правительственных кругах и у членов царствующего дома. В состав акционеров Общества вошли крупные банки России.

В 1903 г., как председатель Правления Московско-Казанской железной дороги, отвечал за организацию паломнической поездки Николая II с семьёй в Саровский монастырь. Н. К. фон Мекк в самом начале русско-японской войны возглавил отдел отправки благотворительных грузов на Дальний Восток при Комитете великой княгини по сбору средств в помощь армии под сенью Российского общества Красного Креста. Великая княгиня Елизавета Федоровна отзывалась о нём как о «честнейшем слуге царю и отечеству», более 20 лет был ближайшим ее помощником в благотворительной деятельности. Был вхож к Императрице.

Заботясь о подготовке специалистов, он открывал технические училища, участвовал в деятельности Общества распространения полезных книг. Поддержал организацию потребительской кооперации для снабжения железнодорожников продуктами.
В 1905 г. отказался выдать властям зачинщиков забастовок.
В 1912 г. на станции Москва-Сортировочная начали строить многоквартирный дом, а на станции Прозоровская основали посёлок, ссуды на приобретение участков в котором выдавались служащим дороги в размере трехгодичного жалованья сроком на 10 лет. Проект предусматривал обустройство электрической и телефонной сетей, водопровода, трамвайной линии, больницы, здания общественных собраний. Полной реализации планов помешала начавшаяся война 1914 г.

Член Совета Русско-Азиатского банка.
Гласный Московского Земского Собрания от Подольского уезда, член финансовой комиссии 1913-1915.
Почетный Мировой Судья Киевского Судебно-Мирового округа.



Интересовался искусством, с детства играл на скрипке. В его доме на Новинском бульваре по средам дважды в месяц собирались профессиональные музыканты и любители музыки. Неоднократно играл у него С. И. Танеев.
Коллекционировал живописные полотна, был знаком с крупными художниками, много лет помогал Михаилу Врубелю, оплачивал его лечение. После смерти художника назначил пожизненную пенсию его вдове. Помогал материально и художнику А. Е. Архипову. В принадлежащей фон Мекку усадьбе Воскресенское гостил художник Б. М. Кустодиев, писавший этюды местной природы, портреты Николая Карловича, его дочери Галины Николаевны, др. членов семьи фон Мекк.
Художник князь С. Щербатов, который по заказу Правления Московско-Казанской железной дороги работал над проектом росписей нового здания Казанского вокзала писал, что Николай Карлович «был человеком весьма незаурядным. С огромной энергией, огромной работоспособностью, организаторским даром сочеталась в нём талантливая инициатива, свежее дерзновение и несомненный интерес к искусству».

Кроме железных дорог был известен в автомобилизме ― первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов.





В 1899 г. купил один из первых в России автомобиль, увлекся автомобильным спортом, в 1903 г. стал одним из учредителей и первым главой Московского клуба автомобилистов, организатором и участников первых в России автопробегов в 1910-1911 гг. Владелец номерных знаков в Москве - 84, 588, 679.



В воздухоплавании ― организатор первого перелета СПб ― Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания.

Одним из увлечений фон Мекка были лошади. В усадьбе Воскресенское у него был конный завод бельгийских коней-тяжеловесов. Действительный член Московского и С.-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства, вице-президент (1910-1913, 1916-1919) Юго-западного Общества поощрения рысистого коннозаводства, вице-президент (1903-1906) Киевского общества охотников конского бега. Участник многих выставок.
Призер сельскохозяйственных выставок, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье, да такие, что их покупал Елисеевский гастроном!



Оба сына офицеры погибли. Младший Аттал ― в Брусиловском прорыве, старший Марк ― в гражданской.
После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему, репрессирован, расстрелян...

Николай Карлович надеялся, что его знания и опыт по-прежнему будут полезными государству. Он продолжал интересоваться вопросами развития железнодорожной транспортной системы, работал консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), представлял комиссариат в Госплане. Свои идеи в области экономики и перспектив отечественного железнодорожного транспорта фон Мекк изложил в ряде книг, опубликованных в 1921-1927 гг.
Несмотря на это, начиная с 1919 г., из-за «буржуазного происхождения» его неоднократно арестовывали по различным обвинениям: в «контрреволюционных выступлениях против советского строя», в «технической контрреволюции», в участии в «тайном обществе», «в непринятии мер к восстановлению транспорта». Освобождали из-под ареста при «условии невыезда из Москвы» и вновь допускали к службе. Последний раз был арестован в 1928 г., а в мае 1929 г. Коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу участников «контрреволюционной вредительской организации в НКПС и на железных дорогах СССР»: фон Мекка и А. Ф. Величко и в золотоплатиновой промышленности вредителя - П. А. Пальчинского. Никто из них своей вины не признал. Сообщение о расстреле было опубликовано 24 мая 1929 года.
По разным источникам день гибели - 22 или 23 мая.

А. Солженицын в «Архипелаге Гулаг» писал, что А. Ф. Величко, Н. К. фон Мекк и П. А. Пальчинский «…погибли или расстреляны - этого мы пока не знаем, - но они доказали, что можно сопротивляться и можно устоять, и так оставили пламенный облик упрёка всем последующим знаменитым подсудимым».

За две недели до расстрела сказал навестившей в тюрьме его дочери: «Доченька, только не надо за все это ненавидеть свою страну».
А в семье никогда никого не винили, а всегда говорили: «Что же мы наделали, как допустили такое?!»



транспорт, благотворительность, культура, антисоветское, искусство, экономика, репрессии, история

Previous post Next post
Up