В столице Австрии Вене, 20 мая, в возрасте 70 лет умер трехкратный чемпион "Формулы-1" Ники Лауда. Бывший гонщик покинул этот мир в окружении родных и близких, которые оповестили мир об этом печальном событии специальным письмом.
Лауда провел в Формуле-1 13 сезонов и стал одним из самых результативных пилотов за всю историю этого вида спорта. В его внушительном активе 177 Гран-при, 25 побед и 54 подиума. Австрийский гонщик завоевывал титул чемпиона мира трижды: в 1975, 1977 и в 1984 годах.
За свою карьеру Ники Лауда успел выступить за команды McLaren, Ferrari, March, BRM и Brabham. Пилот неоднократно оказывался на волосок от гибели. Самая страшная авария произошла в 1976 году на трассе «Нюрбургринг» во время заезда Гран-при Германии.
Он был одной из самых известных фигур в истории автоспорта, по своему вкладу сравнимым с Айртоном Сенной, Аленом Простом и Михаэлем Шумахером. Его взлет пришелся на 1970-е и начало 1980-х годов, но Лауда оставался на виду и после завершения выступлений.
Он работал в качестве консультанта "Феррари", затем возглавил команду "Ягуар", а в 2013-м году был назначен неисполнительным директором "Мерседеса". При его деятельном участии в немецкой конюшне появился Льюис Хэмилтон.
Образец для подражания
На протяжении полувека этот человек был в теме событий королевской серии, давал острые комментарии и оказывал серьезное влияние на автогонки. Увы, его здоровье давно оставляло желать лучшего - сказывались последствия многочисленных аварий и бурной молодости. В 1997-м и 2002 году Лауда перенес операции по трансплантации почек. Одну из них пожертвовал его брат, а вторую - его будущая жена Биргит Ветцингер, стюардесса авиакомпании LaudaAir. А в прошлом году австрийцу потребовалась срочная пересадка легких. Операция вроде бы прошла успешно, но в начале 2019 года Ники был госпитализирован из-за гриппа, и от этого недуга уже не оправился.
По словам семьи Лауды, знаменитый пилот в понедельник "мирно скончался" в больнице в окружении близких.
"С глубокой скорбью мы сообщаем, что горячо любимый Ники покинул нас в понедельник, 20 мая 2019 года, - говорится в заявлении семьи гонщика. - Его уникальные достижения в качестве спортсмена и предпринимателя останутся навсегда. Его неутомимый интерес к жизни, его прямолинейность и смелость остаются образцом для подражания для всех нас. В частной жизни он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедом. Нам будет его не хватать".
40 дней на грани смерти
Ники дебютировал в "Формуле-1" в 1971 году, а в 1973-м - купил себе место в команде BRM, в которой проявил себя быстрым и смелым гонщиком. Его заметил Энцо Феррари - именно за рулем скудерии австриец добился самых громких своих побед. Лауда выиграл первую гонку в 1974-м, а на следующий сезон завоевал первый чемпионский титул. Также он выигрывал общий зачет в 1977-м (снова в "Феррари") и 1984-м, уже в составе "Макларена". Соперничество Лауды с британским гонщиком Джеймсом Хантом стало одной из самых ярких страниц в истории королевской серии - о нем рассказано в фильме "Гонка", снятом в 2013 году.
В 1976 году Лауда побывал в страшной аварии на Нюрбургринге. На втором круге Лауда не справился с управлением своего болида и вылетел с трассы. Автомобиль чемпиона ударился об отбойник, загорелся и снова вылетел на трассу, где с ним столкнулись еще два болида. В этой катастрофе, вошедшей в число самых страшных аварий Формулы-1, Лауде удалось выжить лишь чудом. Ники получил обширные ожоги головы, почти полностью были сожжены веки и одно ухо, и он впал в кому. После аварии на его голове и лице осталось множество шрамов, которые Лауда потом прикрывал красной кепкой, ставшей его фирменным стилем. Австриец был на грани смерти, но чудесным образом выздоровел и вернулся к гонкам всего через 40 дней.
Отличительный атрибут Лауды - красная кепка, которую он носил после аварии 1976 года на Нюрбургринге, когда он получил тяжёлые травмы. На кепке австриец размещал спонсорскую рекламу. На протяжении многих лет это был логотип итальянской компании Parmalat.
Затем его сменила компания Viessmann, с 2007 года свой логотип разместила компания Oerlikon, а в 2011 году Лауда подписал контракт с инвестиционной компанией Aabar. В апреле 2015 года Ники Лауда заключил новый договор о долгосрочном сотрудничестве с Novomatic group.
Пять титулов для "Мерседеса"
В 1978 году Лауда перешел в "Брэбем" к Берни Экклстоуну, но вскоре заявил о завершении карьеры, чтобы сосредоточиться на своей собственной авиакомпании Lauda Air, которая занималась пассажирскими перевозками с 1979 по 2013 год. В проект LaudaAir Ники вложил много сил и денег, но он оказался не слишком успешным, несмотря на некоторые интересные находки. Так именно эта авиакомпания одной из первых начала называть свои воздушные суда в честь знаменитостей, например - Фредди Меркьюри, Курта Кобейна и Фриды Кало. В 1991 году самолет LaudaAir разбился в Таиланде. От последствий этой трагедии компания так не оправилась и была впоследствии поглощена Austrian Airlines.
В 1982-м ради того, чтобы заработать денег для авиакомпании, Лауда вернулся в "Формулу-1", подписав огромный контракт с "Маклареном". В 1984 году Ники сумел победить молодого напарника по команде Алена Проста и в третий раз стать чемпионом мира. В 1985 году австриец выиграл гонку в последний раз и навсегда завершил карьеру пилота, но остался в паддоке - в роли эксперта и журналиста, а потом - неисполнительного директора команды "Мерседес". На этом посту Лауда завоевал с немецкой командой пять титулов.
Известен автогонщик и как писатель - его перу принадлежат 4 книги об автоспорте.
Фатальная болезнь
Ники не появлялся на гонках с прошлого сезона, когда перенес операцию на легких. Врачи позитивно оценивали состояние его здоровья, но в начале 2019-го ему пришлось вернуться в больницу. Ветеран заболел гриппом, на фоне которого у него начал отказывать весь организм. Спасти легендарного гонщика врачам не удалось.
У него остались жена, двое близнецов 2009 года рождения, а также трое детей от предыдущих браков. Его сын Матиас Лауда пытался начать карьеру гонщика, но оказался не столь талантлив как его отец.
В прошлом Лауда считался одним из самых расчетливых гонщиков "Формулы-1". Он всегда стремился пилотировать с холодной головой и минимизировать риски. Некоторые считали это трусостью. За прагматичность и предприимчивость недоброжелатели называли Ники "крысой" (также намекая на выступающие вперед передние зубы). Однако его взрывной характер и совсем неполиткорректные высказывания в паддоке говорили о том, что звездный пилот за рулем машины просто умел здорово держать себя в руках. Что не мудрено, учитывая то, в какой переделке побывал Лауда в 1976-м.
Лауда имел также репутацию очень честного человека, который всегда говорил то, что думает. Известен случай, когда во время тестов перед сезоном 1974 года он заявил Энцо Феррари, что построенная командой машина - «кусок дерьма», но он попробует довести её до нормального состояния в дальнейших тестах. Во время переговоров с командой Макларен при заключении контракта на 1982 год Лауда потребовал платить ему 5 миллионов долларов в год, пояснив, что за пилотирование машины он будет брать только один доллар, а остальную сумму - за своё имя.
К своим многочисленным трофеям Ники относился с иронией, считая их «ненужными». Так, после сезона 1975 года, когда он в первый раз стал чемпионом, Лауда отдал все кубки за победы в Гран-при хозяину гаража рядом со своим домом в обмен на то, чтобы его машину мыли бесплатно. Примерно так же он относился к случившейся с ним аварии - например, он однажды сказал, что после потери половины уха ему стало легче пользоваться телефоном.
Как бы то ни было, в понедельник мир потерял очень яркую и харизматичную фигуру. Соболезнования в связи со смертью пилота выразило огромное количество людей, связанных с автоспортом, и простых болельщиков.