Московско-рязанские отношения

Mar 01, 2010 13:55

В связи с обсуждением в блоге Ясиной и в рязанском сообществе - вспомнил о сложных и неоднозначных  взаимоотношениях Рязани и Москвы,  какое соперничество было между Москвой и Рязанью...



Рязанское княжество занимало пограничное положение на юго-востоке Русской земли, соседствуя с Диким полем. Через его территорию веками пролегали основные маршруты набегов на Русь всевозможных кочевников, поволжских, ногайских и крымских татар. Рязанцам постоянно приходилось противостоять этому натиску, и множество мест на рязанской земле хранят следы былых сражений. Здесь раньше других мест, еще в середине XV в. сформировалась особая общность вооруженных «вольных людей», называвших себя казаками, и отсюда они позже двинулись на юг и восток, осваивая для России новые земли и раздвигая ее рубежи. Оттого и ратное дело было здесь в большом почете, а сами рязанцы отличались особой воинственностью. Нередко прежде они «ратились» с суздальцами и москвичами с таким же азартом, как и с татарами.

С самого начала XIV века рязанские князья вступили в борьбу с московскими, потеряли Коломну, и вследствие своего взаимного соперничества, особенно борьбы Пронска с Рязанью, подпадали под сильное влияние Москвы. С вступлением на великокняжеский стол Олега Ивановича (1351-1402) начинается эпоха наибольшего могущества Рязанского княжества. Неблагоприятные географические и исторические условия помешали Олегу создать из Рязани особый центр, около которого могла бы собраться Северо-Восточная Русь.

Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) - великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича.
В эпоху «великой замятни» в Золотой Орде, до концентрации власти в руках Мамая, Олег в союзе с Владимиром Пронским и Титом Козельским разбил ордынского князя Тагая в 1365 году на реке Войде.

К периоду с 1370 по 1387 год относятся настойчивые попытки Олега отстоять независимость своего пограничного со степью княжества, наиболее уязвимого к ордынским набегам, в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе против Орды. Олег в 1370 году стал одним из организаторов сбора войск в помощь осаждённой Ольгердом Москве, но в 1371 году был разбит войсками Дмитрия Московского под командованием князя Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского в сражении при Скорнищево, рязанское княжение занял Владимир Пронский (в 1373 году он при поддержке Мамая смог вернуть себе княжение; московское войско выходило на северный берег Оки).

В 1377 году Рязань была разорена ордынским царевичем Арапшой, Олег едва избежал пленения. В 1378 году Дмитрий вывел войска за Оку и в союзе с Данилой Пронским разбил ордынское войско в битве на Воже. В 1379 году Рязань была вновь разорена самим Мамаем. В 1380 году Олег вступил в переговоры с Мамаем и Ягайло против Дмитрия, однако, Дмитрий разбил ордынцев за пределами рязанской земли в Куликовской битве, в которой погибло 70 рязанских бояр с русской стороны.

В 1381 году Олег заключил с Дмитрием неравноправный антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, но в 1382 году показал Тохтамышу броды на Оке, что, однако, не спасло Рязань от разорения во время возвращения ордынцев в степи и стало причиной разорения Рязанского княжества Дмитрием Донским осенью того же года. В 1385 году Олег, воспользовавшись ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша, захватил Коломну. Благодаря вмешательству Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война. Олег заключил вечный мир с Дмитрием Донским и в 1387 году женил своего сына Федора на дочери Дмитрия Софье.

В последующие годы Олег поддерживал зятя, смоленского князя Юрия Святославича, против Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения происходили на Литовской и Рязанской территории (1393-1401).

Перед самым концом жизни Олег принял иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга - княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. "Изменник", ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века.

В учебниках истории о великом князе Олеге Рязанском пишут как о предателе - мол, выступил на стороне татаро-монгол в Куликовской битве... Описывая эпоху Куликовской битвы летописи (сочиненные почти исключительно в Москве) обвиняют его в предательстве, называя «изменником», «советником безбожного Мамая». Это ожесточение летописцев против рязанского князя пережило столетия.

Насколько все это несправедливо по отношению к Олегу, мы можем судить только теперь,  когда в российской исторической науке началась реабилитация великого рязанского государя.
О несправедливости по отношению к Олегу Рязанскому писали  русский историк XVIII в. М.М. Щербатов, Д.И. Иловайский...

Говоря об обстоятельствах и реальных событиях той эпохи, Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси до России» писал, что князя Олега не было на Куликовом поле как раз потому, что он, имея всего пятитысячный отряд и умело маневрируя, отвлекал восьмидесятитысячное литовское войско Ягайлы, находившееся всего в одном дне перехода от места главных событий. Это не позволило литовцам вовремя соединиться с Мамаем и, в значительной степени, предрешило итог сражения. В то же время, как свидетельствуют средневековые хроники, на самом Куликовом поле пало 70 рязанских бояр - больше чем каких-либо других. И находились они там на стороне Дмитрия со своими дружинами и, конечно, не без ведома Олега. Если обратиться во времена самого Олега (минуя ангажированных летописцев), к авторитетам его современников - великих русских подвижников и святых Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, то и здесь, по горячим следам событий, нельзя найти Олегу обоснованных упреков. Всего через год после Куликовской битвы в договорной грамоте 1381 г., устанавливающей отношения Рязани с Москвой, Олег Иванович признает Дмитрия Донского старшим братом, - а такие договоры не заключают с «изменниками». И, несмотря на возникшую вскоре после этого распрю между князьями, они, при посредничестве Сергия Радонежского, восстановили мир и даже породнились: Дмитрий выдал свою любимую дочь Софью замуж в Рязань за сына Олега Федора, и ныне они вместе покоятся в Христорождественском соборе в Рязанском кремле.

Не пошел бы Сергий к «советнику безбожного Мамая», и не выдал бы в его семью свою дочь Дмитрий. Все это, конечно, косвенные свидетельства, но зато какие!

Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским  и Михаилом Александровичем Тверским - основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.

История Рязанского княжества при преемниках Олега Ивановича представляет собой постепенный переход от самостоятельности к окончательному захвату Москвой. Уже сын Олега, Фёдор († 1427), был вполне подчинён московскому князю.

Фёдор Ольгович (?-1427) - великий князь рязанский  (1402-1427), сын князя Олега Ивановича. Был женат на дочери Дмитрия Донского, Софье.
Преподобный Сергий Радонежский старался помирить

После смерти отца, князя Олега Ивановича, Фёдор в 1402 году отправился с подарками в Орду. Получив ярлык на великое рязанское княжение от хана Шадибека, Фёдор вернулся в Рязань, став правителем всего Рязанского княжества.

Установив мирные отношения с Ордой, Фёдор стремился поддерживать и укреплять мир с Московским княжеством. Ещё в 1400 году дочь Фёдора была выдана замуж за сына Владимира Храброго. В 1402 году Фёдор заключил договор с великим князем Василием Дмитриевичем, его дядей, Владимиром Андреевичем, и братьями Юрием, Андреем и Петром. В соответствии с этим договором Фёдор признавал Василия I старшим братом, Владимира Андреевича и Юрия Дмитриевича равными братьями, Андрея и Петра - младшими братьями. Кроме того, Фёдор имел право посылать послов в Орду и принимать у себя татарских послов, но только при условии извещения об этом великого князя московского. В случае конфликта с Ордой Фёдор, согласно договору, должен был действовать заодно с московским князем. Согласно договору, границы между Московским и Рязанским княжествами оставались без изменений (за исключением некоторых мещерских земель, отошедших к Москве). Помимо этого, документ подтверждал установление добрососоедских отношений между Фёдором и пронскими князьями.
В течение своего правления Фёдор Ольгович не раз был вынужден отражать нападения ордынцев (в 1405, 1411 и 1426 годах). Фёдор также выкупил из литовского плена своего брата Родослава за 3000 рублей.

В 1408 году между Фёдором Ольговичем и пронским князем Иваном Владимировичем началась вооружённая борьба. Пронский князь, возвратившись из Орды, при поддержке татарских войск напал на владения Фёдора. Фёдор вынужден был бежать за Оку. Великое рязанское княжение захватил Иван Владимирович. Василий I послал на помощь Фёдору своих воевод, которые были разбиты Иваном на реке Смядве. Иван Владимирович, несмотря на успех, не счёл нужным продолжать борьбу. Вскоре при посредничестве Василия I был заключён мир между Фёдором Ольговичем и Иваном Владимировичем. Фёдор Ольгович скончался в 1427 году.

За ним следовал его сын Иван, впервые упоминаемый в летописи 1430 года, когда он, пытаясь избавиться от власти Орды вступил в союз с Витовтом, обязавшись ему «служить верно», «без воли его никому не пособлять, ни с кем не доканчивать».
Вскоре этот союз он заменил союзом с московским князем, которому помогал в борьбе его с Юрием Дмитриевичем. После поражения Василия соединился с Юрием, но через семь лет снова был в союзе с московским князем, хотя не прерывал сношений и с литовским. При нём татары несколько раз опустошали Рязанское княжество. Перед смертью (1456) Иван Фёдорович поручил своё княжение и сына московскому князю, который после восьмилетнего управления Рязанью через своих наместников возвратил её Василию Ивановичу, княжившему до 1483 г. в полном согласии с соседями и с Москвой, чему очень много способствовала мать его, княгиня Анна Васильевна, любимая сестра Ивана III.

После него правили Иван Васильевич († 1500) и Иван Иванович. Последний владел уже незначительной частью Рязанской земли, так как ещё в 1503 году его дядя Фёдор завещал свой удел Ивану III. Заподозренный в сношениях с крымцами, Иван Иванович был вызван московским великим князем в Москву и там заключён под стражу (1520). В следующем году, во время нашествия на Москву крымцев, ему удалось бежать из Москвы.Не принятый в Переяславле, он ушёл в Литву и получил от Сигизмунда I в пожизненное владение местечко Стоклишки в Ковенском повете, где и умер в 1534 году.

Рязанское княжество оказалось последней русской титульной территорией, присоединенной к Московскому государству только в 1521 г. после неудачной попытки последнего рязанского князя из рода Святославичей, Ивана Ивановича, отложиться от Москвы. С пленением Ивана Ивановича прекратилось существование Рязанского княжества; оно стало областью Москвы, управляемой её наместниками.

Говорят, не то при Хрущеве, не то при Брежневе кто-то из партийных бонз будто бы сказал, что "хватит с Рязанью враждовать, надо наконец и поддержать её как-то"... 
Впрочем, и по сей день рязанцы не очень-то доверяют москвичам - и рязанцев можно понять. Например, губернаторство  Г.И. Шпака ознаменовалось "десантом" москвичей в Рязань. Москвичи  скупали собственность, а строительство дорог на рязанской земле обернулось тогда исчезновением выделенных средств...
Зато появились конные статуи. В том числе и...скульптура работы Церетели, изображающая великого князя Олега Рязанского на коне...



Рязань, история

Previous post Next post
Up