Крупная авиационная катастрофа произошла в ночь на субботу 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону. Авиалайнер Boeing 737-8KN авиакомпании flydubai завершал регулярный пассажирский рейс FZ-981 из Дубая (ОАЭ) и совершил две попытки зайти на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону (Россия). После второй попытки пилоты сообщили об уходе на второй круг и лайнер начал набирать высоту. Но затем, по неустановленной причине, он начал резко снижаться и на большой скорости рухнул на землю рядом с ВПП аэропорта, и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 62 человека (55 пассажиров и 7 членов экипажа) погибли.
Рейс FZ-981 должен был вылететь из аэропорта Дубая в 21:45 по местному времени (GST) и прибыть в Ростов-на-Дону в 01:20 MSK. Согласно онлайн-табло аэропорта Ростова-на-Дону, самолёт покинул Дубай в 22:37 GST и должен был приземлиться в 01:40 MSK. Первая попытка посадки в Ростове-на-Дону оказалась неудачной, и самолёт провёл в зоне ожидания более часа.
Вторая попытка посадки также оказалась неудачной, и пилоты вновь отказались от попытки посадить самолёт. Примерно за 6 км до ВПП, когда самолёт находился на высоте 1500 футов, пилоты сообщили диспетчеру о повторном уходе на второй круг и самолёт начал набирать высоту. После достижения высоты 4050 футов (1200 метров), самолёт начал резко снижаться с вертикальной скоростью до 21000 футов/мин, по данным Flightradar24.
Столкновение получилось настолько сильным, что самолет развалился на части и загорелся. Обломки разбросало на 1,5 километра. На борту находились 55 пассажиров, в том числе четверо детей, и 7 членов экипажа. По данным МЧС, все они погибли.
Лайнер разбился в 250 метрах слева от взлётно-посадочной полосы. В 03:42 MSK от диспетчера аэропорта в оперативную дежурную смену ЦУКС МЧС России по Ростовской области поступила информация о катастрофе.
По первым сообщениям МЧС, самолёт задел ВПП либо крылом, либо хвостом, однако эти данные не подтверждаются данными Flightradar24 и видеороликом с камеры наблюдения, на котором запечатлено падение самолёта.
Click to view
Вскоре после катастрофы была опубликована аудиозапись переговоров авиадиспетчеров с рейсом 981. Непосредственно перед катастрофой диспетчер сообщил пилотам текущие погодные условия: ветер 12 м/с с порывами до 19 м/с, видимость 3500 метров.
После сообщения пилота о том, что он вновь уходит на второй круг («Going around, Skydubai 981»), диспетчер согласно стандартной процедуре передал рейс другому диспетчеру («Skydubai 981, contact Rostov Radar on 121.2»). Пилот подтвердил переключение на другую радиочастоту («121.2, bye-bye»). На опубликованной в Интернете любительской аудиозаписи переговоров это последняя фраза, переданная в эфир пилотом рейса 981.
Также в эту аудиозапись попал фрагмент переговоров диспетчера аэропорта Краснодара с пилотом рейса 5145 авиакомпании «Донавиа», на котором последний интересуется о причине закрытия ростовского аэропорта.
Click to view
Примерно за 2 часа до катастрофы рейс SU1166 авиакомпании «Аэрофлот» совершил три аналогичных попытки захода на посадку в Ростове-на-Дону, после чего из-за сильного ветра командир принял решение уйти на запасной аэропорт Краснодара. Чуть ранее первых неудачных попыток приземления рейсов авиакомпаний flydubai и «Аэрофлот» два рейса других авиакомпаний успешно совершили посадки в Ростове.
Следственный комитет России начал расследование и возбудил уголовное дело по ч. 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Расследованием также занимается комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
В ходе поисковой операции на месте катастрофы найдены оба «чёрных ящика».
Свое расследование также начали в авиакомпании FlyDubai - лоукостере Объединенных Арабских Эмиратов, базирующемся в Дубае. Парк авиакомпании состоит из 50 самолетов «Боинг 737-800», все машины - новые. FlyDubai выполняет рейсы по 90 направлениям, в том числе в Россию: Москва, Минеральные Воды, Самара, Уфа, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень, и города СНГ - Ашхабад, Алма-Ата, Шымкент, Баку, Ереван, Бишкек, Ош, Душанбе, Киев, Харьков, Одесса. Это первая катастрофа в семилетней истории компании.
Основные версии катастрофы - ошибка экипажа, техническая неисправность самолёта и плохие погодные условия. Обломки самолёта разбросаны по взлётно-посадочной полосе, при ударе о землю произошло возгорание. Версия о теракте маловероятна и в числе основных не рассматривается.
Авиакомпания «Аэрофлот» приняла решение отменить все рейсы в Ростов-на-Дону на 19 и 20 марта в связи с крушением Boeing 737−800.
Boeing 737-8KN (регистрационный номер A6-FDN, заводской 40241, серийный 3517) был выпущен в 2010 году (первый полёт совершил 21 декабря под тестовым б/н N1786B). 24 января 2011 года был передан авиакомпании flydubai. Оснащён двумя двигателями CFM International 56-7B26.
Экипаж:
Командир воздушного судна - 37-летний Аристос Сократус. Налетал 5965 часов.
Второй пилот - 37-летний Алехандро Алава Крус. Налетал 5769 часов.
Разбившийся «Боинг» входил в состав воздушного флота FlyDubai с 2011 года. Свой первый полет он провел 21 декабря 2010-го. Пассажирский самолет «Боинг 737-800», по данным Planefinder.net., - представитель поколения NG (Next Generation) семейства «Боинг 737». Лайнер разработан для замены модели 737-400 и отличается новым крылом, хвостовым оперением, цифровой панелью приборов и более совершенными двигателями. «Боинг 737-800» эксплуатируется с апреля 1998 года и является самой популярной моделью среди всех самолетов поколения NG.
«Боинг 737» является самым массовым пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения. 16 апреля 2014 года производитель поставил восьмитысячный аппарат. На данный момент Boeing располагает портфелем заказов почти на 4000 самолетов такого типа, в том числе 111 машин - для компании FlyDubai. «Боинг 737» эксплуатируется настолько широко, что в любой момент в воздухе находится в среднем 1200 самолетов, и каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737-й. Фактически «Боинг 737»- общее название более десяти типов воздушных судов. Производится корпорацией Boeing с 1967 года.
С начала эксплуатации всего было потеряно 188 самолетов такого типа.
Список погибших
1. Лариса Аллен
2. Жанна Андреева
3. Эльвира Белякова
4. Виктор Беспечнов
5. Виктория Бевзюк
6. Марина Бевзюк
7. Юлия Безгласная
8. Сергей Безгласный
9. Галина Болгова
10. Александр Божко
11. Ольга Божко
12. Алина Березина
13. Константин Чеботарев
14. Светлана Чеботарева
15. Дмитрий Чернов
16. Елена Чернова
17. Кирилл Чистяков
18. Олег Чистяков
19. Виктория Чистякова
20. Володимир Федянин
21. Валерий Гамов
22. Людмила Гончарова
23. Елена Калиберда
24. Сергей Калиберда
25. Олеся Караванцева
26. Ирина Карпенко
27. Анжу Катервель Айяпан
28. Ольга Клименко
29. Павел Копосов
30. Анастасия Копосова
31. Копосова Дарья
32. Копосова Людмила
33. Раиса Лобода
34. Маяченкова Ольга
35. Саям Мохон
36. Инна Негодаева
37. Анна Осипова
38. Галина Пакус
39. Игорь Пакус
40. Алексей Шантсин
41. Ирина Шантсина
42. Николай Шпильченко
43. Валентина Сомина
44. Анна Шершиева
45. Наталья Тарасенко
46. Свитлана Цехельска
47. Данило Цихельски
48. Павло Цихельски
49. Наталья Веремеевская
50. Александр Веремеевский
51. Виталий Веремеевский
52. Валентина Воронова
53. Лариса Жевед
54. Татьяна Кравченко
В МЧС
открыли горячую линию в связи с катастрофой: 8-800-775-17-17.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что воскресенье в области будет объявлен днем траура. «Правительство окажет помощь родственникам погибших», - отметил он.
Упокой, Господи.