75 лет назад прошла Хрустальная ночь

Nov 09, 2013 23:46



90 лет назад произошел пивной путч, отдаленным последствием которого стала 75 лет назад Хрустальная ночь (Ночь разбитых витрин) ((Reichs-)Kristallnacht) - погром против евреев во всей нацистской Германии и части Австрии 9-10 ноября 1938 года, осуществлённая военизированными отрядами СА и гражданскими лицами. Немецкие власти не вмешивались в события. Нападения привели к тому, что улицы были покрыты осколками стекла из окон принадлежавших евреям магазинов, зданий и синагог.



Накануне «хрустальной ночи»

Страна, которую накачали ненавистью, разродилась погромом, а в итоге стала грудой развалин



В субботу, 9 ноября, мир отметил Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма. Он связан с событиями, произошедшими 75 лет назад.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в нацистской Германии толпы, распаленные ненавистью, охотились на евреев. Крушили витрины. Грабили магазины, принадлежавшие евреям. Сожгли две сотни синагог. Около тысячи человек убили. В историю погром вошел под названием «хрустальная ночь». Официальная пропаганда назвала это выражением патриотических чувств народа.

«Хрустальную ночь» устроили рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, начальник главного управления имперской безопасности Райнхард Гейдрих и начальник гестапо Генрих Мюллер. В приказе штурмовым отрядам говорилось: «Синагоги сжечь. Все еврейские магазины разрушить. Затем выставить посты и позаботиться о том, чтобы не были расхищены материальные ценности».

После прихода нацистов к власти штурмовые отряды наделили статусом вспомогательной полиции. Как своего рода народные дружины, они избивали людей уже «на законном основании». Они действовали по приказу. Остальные участники погрома - по собственному почину.
Объясняли это так: «Евреи сами во всем виноваты. Разве они не контролировали весь капитал?»
Увы, христианская вера не мешала, католики и протестанты говорили друг другу: «После войны поставим памятник Адольфу за то, что он нас избавил от этих».

Выдающийся немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Томас Манн описывал брату настроения в нацистском Берлине: «Они там помешались на своих евреях». Многие немцы верили, что тайное еврейское правительство поработило Германию. В реальности абсолютное большинство евреев не участвовало в политике. Между двумя войнами сменилось двадцать кабинетов, в них служили в общей сложности четыреста министров. Из них только пятеро были евреями. Это не мешало национальным социалистам утверждать, что вся власть в руках евреев.

В Первую мировую войну сто тысяч евреев отправились на фронт. На фронте, защищая кайзеровскую Германию, погибли двенадцать тысяч солдат-евреев. Больше, чем погибло евреев во всех войнах, которые вел Израиль. Но на протяжении столетий евреям запрещалось владеть землей, поэтому среди них и не было крестьян. Они не могли стать ремесленниками - их не принимали в гильдии. Дозволялось только торговать. Они стали заметны, когда развитие экономики выдвинуло на передний план торгово-финансовый сектор.
И националисты вопили: «Евреи нас грабят! Они все скупили! Они лишают нас работы!»

Жизнь в стране не ладилась, немцев преследовал страх перед будущим. Кто-то за это ответит? Вину возложили на либералов и евреев. Все, кто выглядел иначе, вел себя не так, как другие, говорил и думал по-своему, - воспринимались как опасные элементы.
Доказывали, что если избавиться от «пришлых», то жизнь наладится: «Совершенно очевидно, что евреи, негры, цыгане и славяне не родственны немцам по биологическому виду. Их кровь несовместима с нашей. Государство должно принять на себя обязанности садовника. Задача - устранить непригодный семенной фонд и чуждые побеги».

Начали с охоты на «гибридов» - это немецкие дети, родившиеся в Рейнской области от цветных солдат французской оккупационной армии после 1918 года. Тот факт, что темнокожие мужчины понравились немкам, вызвал у националистов едва ли не больший гнев, чем поражение в войне.
Волна животного национализма охватила депутатов: «Эти дикари представляют собой опасность для наших женщин и детей!»
Тайная полиция искала таких детей по всему левому берегу Рейна, у трехсот восьмидесяти пяти обнаружили «примесь негроидной расы». Детей стерилизовали - в церковных больницах, отчет о каждой операции отправляли в Берлин.

Взялись за цыган. Какие претензии к цыганам? Они другие - темноволосые, с оливковой кожей. Не только говорили на своем языке и по-своему одевались, но и селились отдельно, кочевали, не ходили в церковь. Их нежелание быть как все раздражало. Немецкие биологи утверждали: «Цыгане являются продуктом скрещивания рас, причем они преимущественно скрещиваются с уголовными преступниками, что привело к созданию цыганско-воровского люмпен-пролетариата. Мы признали цыган изначально примитивными. Отставание в умственном развитии делает их неспособными к жизни в обществе».

Граждан нетрадиционной сексуальной ориентации объявили врагами как с расово-биологической, так и с государственной точки зрения. Нацисты заботились о «сексуальном бюджете нации» - расширенном воспроизводстве населения. Решили мобилизовать против гомосексуалистов «здоровый дух народа». Гомосексуалистов регистрировали, в гестапо составили «розовые списки» на сто тысяч человек. Несколько тысяч отправили в концлагеря.

Разумеется, немцы охотно участвовали в преступлениях режима не потому, что им так уж трудно жилось. Не потому, что оскорбились из-за поражения в Первой мировой. И не в силу особого психологического устройства. А потому, что решили: «чужих» можно и нужно изгонять, грабить, присваивая их имущество, и уничтожать.
Особую роль сыграла тотальная националистическая пропаганда, разжигавшая ненависть к «другим», «не своим».

В 1945 году Томас Манн задавался вопросами: что делать с интеллектуалами, которые выступали за национальный социализм и обслуживали его? С философами, которые создали для него идеологическое обоснование? С геополитиками, профессорами в области расовых вопросов, судьями, которые сознательно извращали право? С журналистами и издателями, которые кормили народ духовным наркотиком? Разве они не военные преступники?

Духовный наставник фюрера и редактор партийной газеты Дитрих Эккарт жизнь положил на борьбу против «еврейского засилья» в национальной культуре. Требовал «духовного обновления». Главный партийный пропагандист Йозеф Геббельс угрожал: «Чуждый сброд должен оставить в покое наше национальное искусство».

Придя к власти, нацисты взялись за дело.
Геббельс не любил джаз, называл «негритянским искусством» и, став министром, запретил его. Как всякий плохой писатель, ненавидел критиков и подписал приказ об уничтожении литературной критики как жанра. Министерство науки, воспитания и народного образования сформировало задачу: «окончательно избавиться от либерализма». Чиновники «вычищали» художников, чью кровь или творчество не считали национальным. Нацисты запретили сто сорок девять писателей, двенадцать тысяч четыреста произведений - огромную часть немецкой и мировой культуры. Сменили духовную элиту страны: одних посадили, других запретили, третьи замолчали сами. Зато высоко ценили тех, кто преданно служил и натравливал народ на врагов рейха. Они получали должности и государственные заказы. И требовали устранить талантливых собратьев по перу.

До уехавших за границу авторов добраться не удалось. Отыгрались на их творениях. Геббельс устроил сожжение книг. Отправляя в костер очередную пачку, распорядитель церемонии провозглашал:
«Против декаданса и морального разложения! За строгость и нравственность в семье и государстве! Я предаю огню сочинения Генриха Манна, Эрнста Глезера и Эриха Кестнера!
Против искажения нашей истории и принижения ее великих героев! За благоговейное отношение к прошлому! Я предаю огню сочинения Эмиля Людвига и Вернера Хагемана!
Против антинародного журнализма космополитически-еврейского толка! За исполненное ответственности сотрудничество в деле национального строительства! Я предаю огню книги Теодора Вольфа и Георга Бернхарда!..»

Горели враги «национальной Германии», открывая дорогу «настоящим патриотам». Ветер разносил по площади несгоревшие листы, бросал пригоршни пепла под ноги завороженных зрелищем берлинцев.

В воздухе ощутимо пахло горелым, но даже самое тонкое обоняние не уловило тогда запаха горящего человеческого мяса.
Кто из участников этих погромов предполагал, что разожженное тогда пламя спалит их собственные жизни? А ведь стоит только начать охоту на «других» - и количество врагов, подлежащих гонениям и уничтожению, множится до бесконечности. Остановиться невозможно!

В конце концов, озлобившиеся националисты противопоставили себя всему миру, сглупа напали на Советский Союз. То, что началось с погромов и поджогов в ноябре 1938 года, для евреев закончилось печами лагерных крематориев. А для погромщиков - могилами в Сталинграде; их семьи сгорели в огромных кострах Гамбурга и Дрездена, разбомбленных авиацией союзников. В майские дни 1945 года нацистская Германия представляла собой груду развалин.



(отсюда)

Что ж, закономерный результат. Посеяв ветер - пожнешь бурю.

Исторические подробности Хрустальной ночи:



В ночь с 9 на 10 ноября, при поддержке нацистских властей, в десятках городов Германии (включая территорию Австрии и Судетской области) были организованы еврейские погромы. Первый погром еще вечером 8 ноября произошел в Бад-Херсфельд, где была подожжена синагога. Затем в тот же день еврейские лавки были разгромлены в Витценхаузен, Эшвеге, Фритцлар (Гессен). 9 ноября высшее руководство Германии отмечало годовщину подавления Пивного путча, однако после сообщения о смерти в Париже тяжело раненного немецкого дипломата Геббельс заявил следующее:
«Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться».





В столичном Берлине погромщики в гражданской одежде сожгли 9 из 12 синагог, при этом пожарные, как отмечается, не принимали участия в тушении пожаров. В австрийской Вене пострадало 42 синагоги, в немецком Франкфурте - 3, в Мюнхене - 2, в Висбадене - 2, в Шпайере - 1, в Регенсбурге - 1, в Трире - 1, в Вормсе - 1, в Лейпциге - 1.



Синагога в Мюнхене



Синагога в Эйхингене

Жертвы

По меньшей мере 91 еврей был убит в результате нападений. При этом треть погибших приходится на город Нюрнберг. Ещё 30 тысяч арестованы и заключены в концлагеря. Этой цифры придерживается агенство Би-Би-Си, тогда как Радио "Свобода" сообщает о 400 погибших евреях, а некоторые еврейские информагенства (Jewish News One) сообщают о 2,5 тыс убитых.



Трагические события, которые происходили в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в десятках городах Германии и Австрии получили в истории поэтическое название «Хрустальная ночь» (или «Ночь битых витрин»).



Геббельсовская пропаганда, вынужденная ещё считаться с международным общественным мнением, предпринимала энергичные меры, чтобы преуменьшить значение происшедшего. Издевательское наименование нацистами этого грандиозного акта вандализма сводило последствия всееврейского погрома только к разбитым витринам и окнам еврейских магазинов, синагог, общественных еврейских центров.



Да, утром 10 ноября улицы Берлина и других городов Третьего рейха были покрыты «ковром» из витринных осколков, но нацисты умалчивали о том, что в эту же страшную ночь, в основном нацистскими молодчиками из Гитлерюгенд, был убит 91 еврей, сотни ранены, искалечены, тысячи подверглись разного рода издевательствам и унижениям, арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. С 9 на 10 ноября 1938 г. были сожжены и разгромлены 267 синагог, 7500 торговых и коммерческих предприятий, сотни домов, где жили евреи.



Нацистская пропаганда изо всех сил стремилась представить бесчинства толпы как «взрыв стихийного народного возмущения» в ответ на известие о смерти 9 ноября пополудни Э. фон Рата, чиновника германского посольства в Париже, в которого двумя днями раньше выстрелил 17-летний еврей Г. Гриншпан - польский еврей немецкого происхождения, живший в Париже. После Хрустальной ночи последовало дальнейшее экономическое и политическое преследование евреев, и она рассматривается историками как часть расовой политики нацистской Германии и знаменует собой начало Окончательного решения еврейского вопроса и Холокоста.



Однако события «Хрустальной ночи» были результатом, во-первых, расово-антисемитской политики нацистского режима предыдущих лет, а во-вторых, прямых указаний имперского министерства полиции, СС и СД, гестапо и других учреждений местным властям содействовать погромщикам и обеспечивать их безопасность. Уже спустя два дня, 12 ноября 1938 г., Г. Геринг на совещании с главами нацистских карательных органов, министерства пропаганды, германской промышленности и банков разъяснил, что конечной целью «Хрустальной ночи» должно стать завершение «ариизации» экономической жизни германской нации, то есть полный запрет на владение евреями какой-либо собственностью и окончательное избавление Третьего рейха от физического присутствия евреев (пока еще посредством принуждения к эмиграции). Достижению этих целей и должно было содействовать решение о коллективном наказании евреев во время «Хрустальной ночи», а также контрибуции в один миллиард марок, конфискации в пользу имперского министерства финансов страховых возмещений ущерба, причиненного еврейскому имуществу, лишение евреев водительских прав и многое другое.



Синагога Герцог Рудольфштрассе, разрушенная во время "Хрустальной ночи

Очевидцу «Хрустальной ночи» в Кенигсберге еврею Михаэлю Вику, чудом пережившему Холокост, было в ноябре 1938 г. десять лет. В своей книге «Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея», Михаэль Вик вспоминает о тех днях: «Однажды утром родители были очень взволнованы и озабочены. Они не пустили меня в школу и рассказали, что синагогу, а следовательно и нашу школу, разгромили и сожгли. Детей из находящегося поблизости сиротского приюта выгнали ночью в одних пижамах на улицу, а господина Вольгайма, заведующего приютом и младшего кантора, жестоко избили и чуть не бросили в Прегель, на набережной которого приют находился. Множество евреев-мужчин было арестовано и отправлено в тюрьмы гестапо… Я был ошарашен и хотел непременно повидаться со своими школьными друзьями, но выйти из дому мне не позволили: в тот день имелись основания опасаться за своё здоровье, свободу и жизнь. Радио и газеты сообщили об убийстве в Париже: Гершель Грюншпан (Гриншпан) застрелил сотрудника немецкого посольства, желая отомстить за своих родителей, оказавшихся среди 17000 «не имеющих гражданства «евреев, которых 28 октября 1938 года выдворили в Польшу. Геринг и Геббельс немедленно воспользовались этим поводом, чтобы навсегда «очистить» немецкие города от синагог и еврейских магазинов. Еврейский погром, сразу же учинённый переодетыми в штатское эсесовцами и штурмовиками, был представлен стихийным выражением народного гнева, демонстрирующим миру «истинное» отношение немцев к своим еврейским согражданам. Хотя пострадала лишь еврейская собственность, выплата штрафа размером свыше миллиарда марок за нанесённый в «Хрустальную ночь» материальный ущерб была возложена на евреев… Когда мне разрешили выйти на улицу, ноги сразу же понесли меня к синагоге. Я стоял перед нею потрясённый, впервые видя разрушенное и сожжённое здание… Мне кажется, что многие в Германии и за рубежом только после разрушения синагог начали прозревать. Прежде всего те, кто до сих пор верил, что в такой культурной стране, как Германия, ничего ужасного не произойдёт. Горящие синагоги, казалось, кричали об опасности…»





Всё говорит о том, что нацисты искали только повод, чтобы предпринять меры по полной «ариизации» экономики.

Ещё одна свидетельница «Хрустальной ночи» Инга Дойчкрон вспоминает о событиях 9-10 ноября 1938 г. в Берлине: «...Нам позвонил один из друзей и взволнованным голосом сообщил, что моего дядю, богатого предпринимателя, только что забрало гестапо и , надо полагать, отправило в концлагерь…Несколько минут спустя мы услышали аналогичное известие… Утром 10 ноября одна новость обгоняла другую. На улицах Берлина разверся ад. Вооружённые топорами, колунами и дубинками штурмовики ночью 9 ноября разбили все витрины еврейских магазинов, которые благодаря особым обозначениям нетрудно было отличить от других витрин. На Курфюрстендамм среди осколков битого стекла лежали обгаженные манекены. В пустых оконных проёмах трепетали на ветру обрывки платьев. А уж мародёры на свой лад дополнили эту картину разрушения и насилия. Внутри магазинов валялись вывороченные ящики, разбросанное бельё, поломанная мебель, разбитый и растоптанный фарфор, смятые шляпы. Густые клубы дыма висели над Фазаненштрассе, где находилась синагога. Подойти туда поближе мы не рискнули. Мы уже знали, что все синагоги «в стихийном порыве народного гнева», как говорили по радио, были подожжены и сгорели. Полиция и пожарные наблюдали за горящими зданиями, заботясь лишь о том, чтобы зеваки не подходили к пожарищу слишком близко».



Синагога в Берлине на Фазаненштрассе

Погром был инсценирован нацистскими вожаками как стихийное выражение народного гнева, хотя любому непредвзятому наблюдателю было ясно, кто стоит за этими актами вандализма.

...На Нюрнбергском процессе представитель обвинения от США У. Уолш привёл в своём выступлении весьма интересный документ- один из секретных приказов, подписанный руководителем РСХА Гейдрихом: «В связи с покушением на жизнь секретаря миссии фон Рата в Париже в ночь с 9 на 10 ноября 1938г. по всей империи ожидаются демонстрации против евреев. В отношении этих событий следует ркководствоваться нижеследующим: …На совещаниях политические руководители должны быть информированы о том, что полиция получила от рейхсфюрера СС (Гиммлера) следующие указания, в соответствии с которыми должны организовать свои мероприятия и политические руководители: а) должны проводиться только такие мероприятия, которые не будут угрожать жизни или германской собственности (например, синагоги следует сжигать только в том случае, если нет опасности распространения пожара на прилегающие здания); б) магазины, учреждения и частные квартиры евреев надо разрушать, но не следует их грабить. Полиции поручается наблюдать за выполнением этого указания и задерживать грабителей».

12 ноября 1938 г. под председательством Германа Геринга, курировавшего германскую экономику, состоялось совещание, на котором присутствовали многие финансовые воротилы гитлеровской Германии. На этом совещании Геринг с присущим ему цинизмом заявил: «…Ещё один вопрос, господа. Что бы вы сказали, если бы я сегодня заявил, что еврейство в качестве наказания должно уплатить один миллиард…». И далее: «…Я это сформулирую так: германские евреи должны, в наказание за свои ужасные преступления, уплатить один миллиард… Хочу сказать, что я не хотел бы быть евреем в Германии».



Штурмовики

Немцам урок истории пошел впрок. В Берлине помимо немцев проживают турки, азербайджанцы, чеченцы, армяне, грузины, русские, словаки, боснийцы, украинцы, и т.д Но при этом никто не устраивает погромы и митинги.

В метрополии Берлин проживает 3 950 887 человек на территории площадью 5370 квадратных километров. Плотность населения в регионе достигает 736 жителей на один квадратный километр, а в пригородах плотность населения составляет около 123 жителей на один квадратный километр. Средний возраст берлинца составляет 41,7 лет. В Берлине проживает около 450 900 жителей-иностранцев из 185 государств. Таким образом, иностранцы составляют 14 % населения Берлина. Из них - 36 000 граждан Польши, около 119 000 граждан Турции. Берлин после Турции имеет самую большую по численности общину этнических турок в Европе. Интересно, что этническими становятся целые районы Берлина, например, район Кройцберг, где почти треть 160-тысячного населения составляют иммигранты, турецкие гастарбайтеры и их дети. Более 60 % иностранцев-турок имеют немецкое гражданство и их значительно больше, чем 119 000 человек. Русскоязычное население составляет около 30 % в районах Марцан и Хеллерсдорф - это районы «социального» жилья, в основном многоэтажные дома.
Представители первых волн эмиграции из СССР населяют районы Шарлоттенбург, Вильмерсдорф (районы старого Западного Берлина), вокруг главной улицы Курфюрстендамм. Писатели, художники, дизайнеры, скульпторы и творческая элита живут в основном в районах Митте и Пренцлауэр-Берг. Шпандау - это промышленный район Берлина, в котором расположены заводы Siemens, Osram, BMW. Самый дорогой район - Груневальд - это частный сектор в черте города, примыкающий непосредственно к центральной улице Западного Берлина Кудамм (Курфюрстендамм)...



А вот в стране, "победившей фашизм", исторические уроки не пошли впрок. Тысячная толпа погромщиков с арматурой громила в столице магазины, ларьки ( Die Kristallnacht in Moskau)



Почуяв безнаказанность, погромщики продолжали бесчинствововать в Пугачёве и в Бирюлёве...



нацизм, юбилей, история

Previous post Next post
Up