Эраст Петрович Фандорин - чиновник особых поручений при московском генерал-губернаторе В.А.Долгоруком.
Бульвар Эраста Петровича Фандорина - это в основном путь из дома в Охранное отделение, что в Малом Гнездиковском переулке, или из дома обер-полицмейстера в Жандармское управление. И все это зимой, по снежку в "Статском советнике".
Начнем с того, что квартирует статский советник Фандорин недалеко от Никитских ворот, во флигиле барона Эверт-Колокольцева. Про этот дом в книге сказано только, что у флигеля чуганная решетка. К сожалению, дома этого нет, как нет и его фотографии во всей красе. Мы можем только предположить, как выглядел флигель, в котором жил любимец Долгорукова, и особых поручений. Однако фото этого особняка есть. Вот как он выглядел после октябрьских событий 1917 года.
Недалеко от жилища статского советника "через двести шагов... знакомый желто-белый особнык с полосатой будкой у подъезда". Это и есть Губернское жандармского управление, во главе которого сидит Сверчинский Станислав Филиппович.
и ведь тоже не нашла я этого особняка. Хотя адрес вроде бы есть Малая Никитская дом 20.
Из этого особняка выходят Фандорин и Смольянинов, которого Эраст Петрович "одолжил" у Сверчинского. И идут в сторону Охранного отделения.
"Ветру надоело гонять белую труху по кривым улица, снег улегся на крыши и мостовые рыхлыми грудоми, небо же, которого совсем недавно будто бы и вовсе не было, волшебным образом прояснилось. Над домами откуда ни возьмись повылезали елочные шары куполов, заиграл радужными бырзгами нововрожденный снег, и Москва проделала свой любимый фокус - обратилась из лягушки такой царевной, что входнуть вдохнешь, а выдохнуть позабудешь."
По причине такой погоды Эраст Петрович решает отпустить возок генерал-губернатора на конюшню: "Погода и всамом деле славная. Д-давайте пройдемся."
"...и пять минут спустя чиновник особых поручений и его румяный спутник шагали по тверскому бульвару, где уже вовсю прогуливалась ошалевшая от нежданной природной амнистии публика, хотя дворники еще только начали расчищать аллеи от снега."
Тут произошли забавные события, потому что студенты, квартировавшие в "латинском квартале" в районе Бронных улиц решили что "приличный господин в меховом плаще и замшевом цилиндре" идет под конвоем. Они "кивнули "арестанту", а на "конвоира" посмотрели с ненавистью и презрением". Поручик же попросту этого не заметил.
Охранное отделение находилось по адресу Малый Гнездниковский переулок дом 5/4, у Акунина описывается как "неприметный двухэтажный дом зеленого цвета".
м.Гнездиковский 5/3
Располагалось Московское охранное отделение в непосредственной близи с домом обер-полицмейстера на Тверском бульваре дом 22 - "только пройти за крытым двором из одного черного хода в другой" - как пишет Акунин. В охранное отделение обладало мощной агентурной сетью и отрядами филеров, которыми ведал Мыльников Евстратий Павлович. А во главе Охранки стоял Бурляев. В фильме Сверчинского и Бурляева объединили в Бурчинского и лишили глаза, это меня несколько запутало, зато вышел на передний план начальник филерской службы.
И Губернское жандармское управление, и Московское охранное отделение подчинялись обер-полицмейстеру. Резиденция обер-полицмейстера находилась в бывшем особняке Кологривовых на Тверском бульваре.
про дом 22 я уже писала Обер-полицмейстер обязан был и жить там же в казенных парадных, но неуютных апартаментах, соединяющихся с канцелярией. И что больше всего расстраивало Эраста Петровича, который собирался вступить в эту должность, обер-полуцмейстеру вменялось в обязанность "участвтвать во множестве обязательных официальных мероприятий, патронировать Общество попечитеьлства народной трезвости и подавать московским обывателям пример нравственной жизни, что, с учетом нынешних личных обстоятельств Эраста Петровича, представлялось делом трудно выполнимым.." Поэтому было чудно видеть, как Фандорин соглашается служить у нового генерал-губернатора. Но "благородный муж знает, в чем его долг, и не пытается от него уклониться".
Дома обер-полицмейстера давно уже нет, на его месте громозское здание Театра МХАТ.
К сожалению, от зеленого особнячка охранного отделения тоже ничего не осталось.
про дом, на сайте "Москва, которой нет" Наверное, ненависть к нему не угасла после 1917 года, когда по словам С.Романюка: "его разгромили в марте 1917. Ценнейшие архивы отделения были сожжены. Очевидец этих событий так описывал их:"Жгите, чтобы следа не оставалось! Рвите в клочья! - кричал народ, с криками "ура" уничтожая книги. Во дворе охранного отделения был сложен грандиозный костер из разорванных бумаг и книг. Альбомы с фотографиями пролитических "преступников", всякие реестры и списки разрывались в клочья и тут же сбрасывались в огонь. Толпа не позволяла никому ничего брать. Та ненависть, что жила у народа к этому учрежденияю, нашла себе исход в этом буйном погроме".
Эраст Петрович мог только мечтать о таких учетных карточках с фотографиями и точными описаниями преступников. Ему же приходилось пользоваться бертильонажем, то есть точными обмерами людей, проходивших через органы безопасности.
К слову сказать, фильм "Статский советник" снимали в Твери. Кадров из фильма, на которых бы были видны эти здания я не нашла. Буду рада, если кто-нибудь поместит их в комменты.