Писала вчера пост про Камерный театр и зацепилась за одну фразу. "Дом перешел к действительному статскому советнику Портнову. При Портнове первый этаж был сдан клубу циклистов (то есть велосипедистов)."
Велосипед пришел в Россию в конце XIX века. Уже в 1880 году по С-Петербургу гоняло 52 велосипедиста. В России в одиночку мало что можно сделать, а еще и сельские жители не очень жаловали новый вид транспорта, считая велосипедистов волшебниками или чертями. Поэтому любители нового вида спорта объединялись в клубы и общества. Так 4 марта 1883 года в Царском Селе был принят «Устав Царско-Сельского Кружка Велосипедистов», а уже через год в Москве был принят Устав «Московского Общества Велосипедистов-Любителей».
Организатором корпорации и автором устава был Юлий Иванович Блок - известный московский спортивный деятель. Председателем "новорожденного" общества был избран Петр Кузьмич Прянишников. К концу года московское Общество насчитывало уже 52 действительных члена.
Общества организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера, способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Летом 1882 года семеро велосипедистов - членов еще не утвержденного Спб О.В.-Л. совершили поездку из Петербурга на водопад Иматра в Финляндии, длиной 270 верст, на высоких велосипедах типа "паук". В числе членов обществ были спортсмены, имеющие немалые достижения в различных видах спорта; вполне закономерно, что вопрос: "Кто же лучший велосипедный ездок?"- не давал им покоя, послужив толчком к организации первых велосипедных состязаний.
Первая в России велосипедная гонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на ипподроме Московского Общества охотников конского бега на Ходынском поле. Состязания проводились на одну дистанцию - 1,5 версты, но собрали рекордное количество зрителей - около 25000 человек.
19 мая 1888 года Министром Внутренних Дел был утвержден устав Московского клуба велосипедистов. Произошло рождение еще одной крупнейшей велосипедной корпорации благодаря 13 учредителям, ставших и первыми членами клуба. Председателем М.К.В. избран составитель устава - Николай Платонович Оболдуев. К концу года в клубе было 48 действительных членов. Членам клуба полагался серебряный значек с эмблемой М.К.В.
Когда именно циклисты, как их тогда называли обитали на Тверском бульваре сказать трудно. Скорее всего это был небольшой период времени, пока дом принадлежал Портнову. Потом правление Клуба расположилось в Немецком клубе на Софийке, а главное место сбора была дача господина Джанумова в Петровском парке.
У Московского Клуба Велосипедистов был свой журнал. Назывался он «Циклист». На его страницах расмещались ежегодные отчеты о деятельности общества, анонсы мероприятий, новости.
К девятностым годам XIX века в Москве было уже несколько Велосипедных Клубов:
Московский Клуб Велосипедистов, Клуб Лыжников (его члены летом ездили на велосипедах), Клуб Циклистов "Москва" ( Может быть именно он и был на Тверском бульваре?), Кружок Велосипедной Езды, Общество Велосипедистов "Россия", Кружок Циклистов "Мюр и Мерилиз", Общество Велосипедистов - Любителей и Общество Велосипедистов - Туристов.
Практически все общества имели циклодромы, построенные на свои средства. Причем помимо обычных треков с земляными виражами, некоторые корпорации строили асфальтовые, и даже цементные треки, снабженные трибунами для зрителей и помещениями для гонщиков. Средства, затраченные на постройку и содержание циклодромов, с лихвой окупались во время гонок, популярность которых в 1890-х годах была у публики огромной.
Велосипедные состязания собирали толпы зрителей, особенно во время международных гонок. Общества ангажировали лучших иностранных гонщиков, не жалея на это денег.
1890-е годы - это годы расцвета Велосипедных сообщество. В 1892 году прошел съезд велосипедистов России. В 1897 году насчитывалось уже 91 корпорация.
Но уже в 1900-х годах движение пришло в упадок. Политическая ситуация в стране, нехватка средств заставляло продавать свои треки. На место велосипедов пришли мотоциклы и автомобили. Профессиональные гонщики ушли в любители, корпорации уже не могли платить им жалованье.
Довершила ситуацию война 1914 года. Начавшая было восстанавливаться Велосипедная Лига распалась, многие спортсмены были мобилизованы. Чемпионат пришлось отменить.
На войне были созданы летучие санитарно-велосипедные команды, а также самокатные роты. Самокатчиками называли велосипедистов.
Фото отсюда
http://community.livejournal.com/photoarcheology/31231.html Наверное, у нас было не хуже, чем у них.
Яндекс-фотки
Материалы, кроме последних двух фотографий, с интереснейшего сайта
Музей истории велосипедного дела в России Андрея Мятиева