Камерный театр

Dec 23, 2008 16:25



Глядя сейчас на фасад театра им. А.С.Пушкина и не подумаешь, что он перестроен из барского особняка, а между тем участок дома № 23 тоже имеет свою длинную историю. Во времена Екатерины II это были еще "каменные старые палаты", именно как палаты их и продал в 1779 году тайный советник князь И.А.Вяземский бригадирше А.С.Дмитриевой-Мамоновой. Уплатила почтенная бригадирша не больше не меньше 3300 рублей. Бригадирша передала его генерал-майору И.Ф.Дмитриеву-Мамонову (родственник, наверное).



Палаты занимали гораздо меньше места, чем позже особняк. Особняком здание стало уже при Вырубовых. Вырубовы владели участком № 23 до начала XX века. Потом дом перешел к действительному статскому советнику Портнову, но продолжал называться особняком Вырубовых. При Портнове первый этаж был сдан клубу циклистов (то есть велосипедистов)




и музыкально-драматическому кружку, на втором этаже размещалась частная гимназия. В 1911 году дом приобретают братья Паршины, которые, по одним источникам, стали сдавать его под квартиры, а по другим, поместили в нем бухгалтерские курсы и воинское присутствие.



А.Я.Таиров

В 1914 году А.Я.Таиров ищет здание для нового театра. По совету Алисы Коонен, советчицы и ведущей актирисы, звезды будущего театра, молодой режиссер обращает внимание на дом № 23 по Тверскому бульвару: "…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем "что-то есть". Так вспоминает об этом сама Коанен. Таиров решил:"Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра". Владельцы согласились произвести требуемую перестройку, и в мае 1914 года по проекту архитектора Н. Морозова начались строительные работы. 12 декабря этого же года театр, названный Камерным, открылся спектаклем древнеиндийской драмы Калидасы "Сакунтала". Однако, неожиданно возникли препятствия. Церковные власти возражали против того, что в непосредственной близости к церкви Иоанна Богослова будет находиться театр. С большим трудом дело было улажено. Так с самого начала не задалось соседство между храмом и театром. Она будет продолжена, когда театр будет требовать разрушения храма и освобождения места для подсобных помещений.




В 30-е годы на пике своей славы А.Я.Таиров решает перестроить, расширить театрального здание. Оригинальный проект был предложен художником и архитектором Георгием Гольцем. Театр должен был всключать в себя зал на 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразовывалась в школу-студию. Объединяло их общее фойе-музей. А. Я. Таиров видел проект Гольца, однако вопрос о перестройке был отложен, а затем и вовсе затих. И все-таки в 30-е годы театр был немного изменен. По проектам архитекторов К. Мельникова и братьев Стенбергов, фасаду предался простой и скромный вид.




проект Георгия Гольца

В 1936 году Камерный театр подвергся жесткой критике за постановку оперы-фарса на музыку А.П. Бородина «Богатыри» (либретто Д. Бедного). Театр был обвинён в «политической враждебности» и в 1938 году слит с труппой Реалистического театра, руководимого Н.П. Охлопковым. Насильственное объединение коллективов привело к резкому творческому спаду. В 1939 году Охлопков вместе с группой актёров ушёл из Камерного театра; только в 1940 году Таиров сумел снова сплотить труппу и создать один из лучших спектаклей «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (художники Е.Г. Коваленко, В.Д. Кривошеина).
В начавшейся в 1949 году «борьбе с низкопоклонством перед Западом» западническая ориентация Камерного театра выглядела подозрительной. Попытки театра опереться на схематичные пьесы советских драматургов успеха не принесли. В 1949 году Таиров был отстранён от руководства, в 1950 году театр был закрыт за "эстетство и формализм". Часть труппы вошла в Драматический театр имени А.С. Пушкина, открывшийся в помещении Камерного театра.
Последние изменения здания были в 1980 году, когда была восстановлена анфилада "Александровской эпохи", реставрированы лепка и роспись. Теперь эти залы называют пушкинскими.

Использованы материалы

http://www.kino-teatr.ru/teatr/39/

http://www.teatp.ru/pushkina.html

театр имени А.С.Пушкина, дом 23, Камерный театр, Таиров, современное фото, палаты, особняки

Previous post Next post
Up