На Пушкинской площади в дни празднования 800-летия Москвы, сентябрь 1947 года

May 27, 2013 19:46



Основные праздничные мероприятия проходили тогда 7 сентября. Американский писатель Джон Стейнбек, который в те дни был в Москве, описал увиденное, ниже некоторые его заметки о 6 сентября в Москве (из книги "Русский дневник"):

"Москва пребывала в состоянии лихорадочной деятельности. Многочисленные бригады развешивали на зданиях гигантские плакаты и портреты национальных героев. По мостам протянули гирлянды электрических лампочек. Кремлевские башни и даже зубцы стен тоже были украшены лампочками. На площадях были сооружены танцевальные площадки, а кое-где стояли маленькие киоски, похожие на сказочные русские домики, в которых собирались продавать сладости, мороженное и сувениры. К этому событию выпустили маленький значок на колодке и все носили его.

Почти ежечасно прибывали делегации из разных стран. Автобусы и поезда были перегружены народом. Дороги были заполнены ехавшими в город людьми, которые везли не только вещи, но и еду на несколько дней. Они так часто голодали, что старались не рисковать, когда куда-нибудь ехали, и каждый вез несколько буханок хлеба. На здании каждого наркомата висели свои панно. Управление метрополитена выставило огромную карту Московского метро, а внизу маленький метропоезд ездил взад-вперед. Это собирало толпы, и люди допоздна глазели на него. В город въезжали вагоны и грузовики, нагруженные продовольствием, капустой, дынями, помидорами, огурцами - подарками колхозов городу на восемьсотлетие.

На каждом прохожем была какая нибудь медаль, лента илм орден, напоминающие о войне. В городе кипела деятельность.

[...]

Между прочим, в тот вечер вообще было трудно поужинать. Город был просто забит народом. Люди
медленно гуляли по улицам, останавливаясь на площадях, чтобы послушать музыку, а потом тащились дальше. Деревенские жители ходили, широко раскрыв глаза. Некоторые из них никогда раньше не бывали в городе, а такого украшенного огнями города никто не видел вообще. На площадях танцевали, но немного. Большинство людей бродили и смотрели и опять брели, чтобы посмотреть на что-то другое. В музеях было столько народу, что туда невозможно было войти. В театрах - столпотворение. Не было ни одного здания, где не висело бы хоть одно громадное изображение Сталина, а вторым по размеру был портрет Молотова. Еще были большие портреты президентов союзных республик и Героев Советского Союза, но те размером меньше".

Снимок фотографа Роберта Капы тех же дней, он вместе со Стейнбеком был в СССР. После войны прошло только два года, потери населения, в большей степени мужского, благодаря совместным усилиям Гитлера и Сталина, были чудовищные.




Еще одна фотография, сделанная американским фотографом на Пушкинской площади:




Коротенький фрагмент старой кинохроники (здесь без звука), использованной в документальном фильме "Сталин и Третий Рим" 2006 года. Съемка сконцентрирована на купивших газеты, возможно, надеющихся на раздачу каких-либо пряников москвичам по случаю праздника. Но пряников они не дождались:



Фрагмент из документального фильма "Цвет жизни. Начало" 2010 года. Текст: воспоминания москвича А. Тыренко читает Л. Дуров. В 1947 году автору воспоминаний было 7 семь лет и он жил на Малой Семеновской, на тогдашней окраине Москвы. В интернете его воспоминания есть здесь: http://tblrenko.narod.ru/39page.html#79. Первая половина этого небольшого видеосюжета снята на Пушкинской площади.



"Известия", 800-летие Москвы, Пушкинская площадь, кинокадры, 1940-е, советские фото

Previous post Next post
Up